Именем Российской Федерации 2 июля 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С., при секретаре Лапиной Ю.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Л.Н. к Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании незаконным постановления № 198-А от 27 февраля 2012 года, о признании стажа работы муниципальным и о возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной пенсии как муниципальному служащему, УСТАНОВИЛ: К.Л.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Барышский район», в котором указала, что с ... года по ... года проработала в Управлении сельского хозяйства, который сначала являлся отделом Барышского райисполкома, а затем входил в состав органа местного самоуправления, экономистом по оплате труда, главным экономистом, ведущим экономистом, специалистом 1 категории, начальником отдела, главным специалистом (экономистом). После принятия Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» и закона Ульяновской области №037-ЗО от 29 августа 2002 года ей определили стаж муниципальной службы более 15 лет, в связи с чем она стала получать надбавку к заработной плате за выслугу лет. С 2003 года в отношении неё, как муниципальной служащей, проводилась аттестация, результатом которой являлось присвоение квалификационного разряда. Кроме того, как муниципальному служащему, имеющему стаж более 15 лет, ей предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск на 15 дней. Постановлением муниципального образования «Барышский район» от 6 апреля 2009 года № 352-А ей, являющейся с 2006 года пенсионеркой, ответчиком была установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет, которую она получала по декабрь 2011 года. С 1 января 2012 года выплата была прекращена на основании постановления № 198-А от 27 февраля 2012 года. В связи с изложенным просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Барышский район» № 198-А от 27 февраля 2012 года в части прекращения выплаты пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы и должности муниципальной службы в администрации МО «Барышский район», обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» включить ей в стаж для назначения пенсии как муниципальному служащему периоды её работы с ... года по ... года и с 1 января 2012 года возобновить выплату пенсию как муниципальному служащему. В судебном заседании истица К.Л.Н. заявленное требование поддержала и привела доводы, аналогичные изложенным в письменном заявлении. При этом она дополнила, что с 15 июня 2006 года получает пенсию по старости и имеет право на дополнительное пенсионное обеспечение, за которым обратилась только в 2009 году. При назначении пенсии ей учли стаж муниципальной службы более 16 лет. В тот момент она его не оспаривала, поскольку на размер выплат он не влиял. После того как размер пенсионных выплат увеличили и дифференцировали относительно стажа муниципальной службы, все периоды до 1 января 2001 года ей из стажа муниципальной службы исключили и выплаты прекратили. Полагает, что в стаж муниципальной службы подлежит зачету период её работы с ... года по ... года, когда её должность была исключена из перечня должностей муниципальной службы приказом Управления сельского хозяйства №7 от 24 сентября 2006 года. Представитель ответчика К.Н.Е.., возражая против иска, указала, что в соответствии со ст. 24 Закона «О муниципальной службе в РФ» главным условием назначения и получения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе является наличие стажа муниципальной службы, т.е. работы в органах местного самоуправления на муниципальных должностях или должностях муниципальной службы. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 ст. 25 указанного Закона устанавливается субъектом РФ. В данном случае порядок исчисления стажа муниципальной службы в Ульяновской области регулируется Законом «О муниципальной службе в Ульяновской области» № 163-ЗО от 7.11.2007 года. Работа в должностях муниципальной службы определяется реестром должностей муниципальной службы, принимаемым как на уровне субъекта РФ, так и на местном уровне. Приведенные нормы закона, по мнению представителя ответчика, позволили включить К.Л.Н. в муниципальный стаж, необходимый для назначения пенсии период её работы с ... года по ... года, что составило 5 лет 8 месяцев 24 дня. Указанного стажа для назначения пенсии недостаточно. При этом периоды трудовой деятельности истицы до 1 января 2001 года в муниципальный стаж включены быть не могут, поскольку отсутствуют доказательства того, что Управление сельского хозяйства (ранее РАПО) входило в структуру органа местного самоуправления и должности, занимаемые К.Л.Н.., были предусмотрены Реестрами должностей муниципальной службы. Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующему. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 15 июня 2006 года по настоящее время истица получает пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". Как следует из трудовой книжки К.Л.Н. с ... года до ... года она занимала должность экономиста по оплате труда, а с 1 ... года назначена главным экономистом планового отдела Управления сельского хозяйства Барышского районного Совета народных депутатов. В связи с упразднением Управления сельского хозяйства на основании решения исполкома № 31 от 24 января 1986 года оно стало называться Барышским районным агропромышленным объединением, куда К.Л.Н. с той же даты была переведена ведущим экономистом по оплате труда. В связи с упразднением РАПО с ... года истица переведена в Управление сельского хозяйства и продовольствия Барышского районного Совета народных депутатов экономистом 1 категории в отдел планирования, организации труда и заработной платы. С ... года в связи с ликвидацией Управления сельского хозяйства и продовольствия К.Л.Н. занимала должность ведущего экономиста отдела планирования, организации труда и заработной платы Управления сельского хозяйства администрации МО «Барышский район». С ... года переведена на должность заместителя главного бухгалтера, с ... года - на должность главного экономиста, с ... года начальником отдела планирования и анализа, с ... года - главного специалиста по планированию и анализу, с ... года - экономистом. 31 декабря 2008 года Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации МО «Барышский район» реорганизовано и переименовано в отдел по развитию сельского хозяйства администрации МО «Барышский район», откуда К.Л.Н. уволена по сокращению штата работников ... года. Постановлением главы администрации МО «Барышский район» № 352-А от 6 апреля 2009 года с 1 апреля 2009 года К.Л.Н. назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 48% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой части пенсии по старости, исходя из муниципального стажа 16 лет 03 мес. 20 дней. Постановлением главы администрации МО «Барышский район» № 198-А от 27.02.2012 выплата К.Л.Н. прекращена. Основанием для прекращения выплаты в соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам обеспечения социальных гарантий, определения стажа муниципальной службы, установления доплаты к трудовой пенсии №2 от 27 февраля 2012 года явилось исключение и стажа муниципальной службы периодов работы с ... года по ... года, в результате чего стаж муниципальной службы истицы стал составлять менее требуемых 15 лет. На день рассмотрения дела в суде ответчик в бесспорном порядке установил стаж муниципальной службы истицы с ... года по ... года - 5 лет 8 мес. 24 дня. Обсуждая законность прекращения выплат К.Л.Н.., суд приходит к следующему. В силу Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп. 5 п. 1 ст. 23). Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст. 72 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. По своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, указанное пенсионное обеспечение является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с п. 4.1 Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Барышский район», утв. решением Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» от 10.06.2008 N 7/71 для назначения пенсии муниципальному служащему необходим стаж муниципальной службы не менее 15 лет. Аналогичная норма содержится в Положении о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район», утв. решением Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» от 21 сентября 2011 г. № 43/337-19. Статья 25 Закона № 25-ФЗ предусматривает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (п. 1). Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Закона № 25-ФЗ). В соответствии с указанной нормой закона Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон № 163-ЗО от 7 ноября 2007 года «О муниципальной службе в Ульяновской области». В соответствии со ст. 7 названного Закона (в редакции, действовавшей на день назначения истице пенсии) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды трудовой деятельности, указанные в части 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в приложении 6 к Закону Ульяновской области от 29 августа 2002 года N 037-ЗО "О государственной службе и государственных должностях Ульяновской области". Периоды трудовой деятельности, засчитываемые в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы, устанавливаются в календарном исчислении и суммируются. Часть 3 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Следовательно, на муниципальных служащих распространяется действие Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нормативно закрепляющего понятие «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» как ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом. Согласно п.п. «б» п. 18 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года N 1532, в стаж государственной гражданской службы в обязательном порядке засчитываются кроме прочих периодов деятельности также: периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе: в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах. В соответствии с п.п. «з» п. 15 того же Перечня в стаж государственной гражданской службы засчитываются кроме прочих периодов деятельности также: периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах). Аналогичные нормы содержатся в приложении 6 к Закону Ульяновской области от 29 августа 2002 года N 037-ЗО «О государственной службе и государственных должностях Ульяновской области», Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Л.Н. в период с ... г. замещала должности в органах государственной власти в Барышском районе. Районный Совет народных депутатов к органу государственной власти был отнесен Законом РСФСР от 29 июля 1971 года «О районном Совете народных депутатов РСФСР» (ст. 1). Тот факт, что Управление сельского хозяйства (вне зависимости от изменения его наименования) входило в структуру Совета народных депутатов Барышского райисполкома подтверждается печатями в трудовой книжке истицы, Типовыми положениями о районном агропромышленном объединении, утв. постановлением Совета Министров СССР № 1015 от 25 ноября 1982 года, и постановлением Совета Министров СССР № 337 от 18 марта 1986 года. В приказе Агропромышленного объединения Барышского райисполкома № 25 от 11 июля 1991 года указано, что основанием для увольнения работников РАПО явилось решение 5 сессии Барышского районного Совета народных депутатов от 30 мая 1991 года об упразднении РАПО. Из приказа Управления сельского хозяйства и продовольствия № 10 от 27 мая 1992 года следует, что увольнение работников произведено на основании постановления главы администрации Барышского района № 1 от 6 мая 1992 года о ликвидации районного управления сельского хозяйства и продовольствия и создании районного управления сельского хозяйства. Из приказа Барышского районного управления сельского хозяйства № 3 от 8 февраля 1994 года следует, что сокращение штатной численности управления произведено на основании распоряжения Главы Барышской районной администрации № 01-Р от 6 января 1994 года «О сокращении штатной численности органов исполнительной власти и отраслевых органов управления». В соответствии с Законом РФ «О местном самоуправлении в РФ»№ 1550-1 от 6 июля 1991 года, а затем в силу Федерального закона РФ № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Положения об Управлении сельского хозяйства и продовольствия Барышского района, утв. постановлением главы администрации Барышского района № 32 от 22.02.1995 г., Устава Барышского района от 1997 года Управление сельского хозяйства стало входить в структуру органа местного самоуправления - администрации .... Включая в муниципальный стаж ФИО2 период работы с ..., ответчик данный факт признает. Впервые понятие муниципальной службы и муниципального служащего даны в Федеральном законе № 154-ФЗ от .... В соответствии со ст. 21 указанного закона лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. При этом время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе (п.3). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ» дано понятие термину «муниципальная служба», согласно которому под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальной должностью, в силу ст. 1 этого же закона является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области «Об основах муниципальной службы в Ульяновской области» № 031-ЗО от 28 октября 1997 года под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальная должность - штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, ответственностью за выполнение этих обязанностей. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. В силу ст. 3 Закона Ульяновской области от 30.06.1998 № 023-ЗО «Об основах муниципальной службы в Ульяновской области» муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальный служащий - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Ульяновской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В соответствии с представленными Положениями финансирование Управления сельского хозяйства производилось из средств местного бюджета. Анализ приведенных норм права, и представленных суду доказательств (в том числе, кроме указанных ранее, приказов об установлении надбавок, дополнительных отпусков, а также штатных расписаний) в совокупности приводит суд к выводу о том, что до ... года К.Л.Н. являлась муниципальной служащей, у которой возникло право на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». Доказательств обратного, а также доказательств того, что должности, занимаемые истицей до указанной даты, входили в число должностей для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, и не относились к должностям муниципальной службы, суду ответчиком не представлено. Исходя из того, что период с ... года по ... года ответчиком не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что периоды работы К.Л.Н. с ... года по ... года подлежат зачислению в муниципальный стаж. Следовательно, на ответчика следует возложить обязанность включить К.Л.Н. в стаж для назначения пенсии как муниципальному служащему периоды её работы с ... года по ... года. Поскольку муниципальный стаж истицы составляет более 15 лет (как на дату назначения пенсии, так и на дату прекращения её выплаты) суд считает необходимым обязать ответчика с 1 января 2012 года возобновить выплату К.Л.Н. пенсию как муниципальному служащему. Изложенное приводит суд в выводу о том, что постановление администрации муниципального образования «Барышский район» № 198-А от 27 февраля 2012 года в части прекращения выплаты К.Л.Н. пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы и должности муниципальной службы в администрации МО «Барышский район», следует признать незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Барышский район» № 198-А от 27 февраля 2012 года в части прекращения выплаты К.Л.Н. пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы и должности муниципальной службы в администрации МО «Барышский район». Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» включить К.Л.Н. в стаж для назначения пенсии как муниципальному служащему периоды её работы с ... года по ... года. Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» с 1 января 2012 года возобновить выплату Красновой Лидии Николаевне пенсию как муниципальному служащему. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца. Судья: Е.С. Челбаева Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-2674/2012 от 04.09.2012 г. решение Барышского городского суда от 2 июля 2012 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации МО «Барышский район» - без удовлетворения.