решение о выдаче материнского капитала



Дело № 2 - 294 2012 г.

                                                       РЕШЕНИЕ

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 июля 2012 года                                                                                       г. Барыш Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

при секретаре Захаровой Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от 18 апреля 2012 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

УСТАНОВИЛ:

Т.А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от ... года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Мотивируя свои требования указала, что она проживает вместе со своей семьей (мужем и сыном ... года рождения) по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. ..., д. ..., кв. ....

... года у истицы родился первый ребенок - Т., которая ... года умерла. ... года отделом ЗАГСа администрации МО «Барышский район» вместо свидетельства о рождении ребенка, была выдана справка о рождении формы № 26.

В ... года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением от ... года ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на то, что справка формы № 26, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка.

Таким образом, Управлением сделал вывод о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки у истицы отсутствует, т.к. ею не представлены необходимые документы, в частности, свидетельство о рождении первого ребенка.

В судебном заседании истица Т.А.В. поддержав иск, считая решение ответчика незаконным дополнила, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки имеют, в том числе и женщины, родившие второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. В силу ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.

Таким образом полагает, что родив ... года первого ребенка и в последствие усыновив второго ребенка, она приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка является обстоятельством, не препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.

Как следует из указанных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения (усыновление) детей, в том числе второго.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области М.С.А. возражая против иска пояснила, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Однако, Управление считает, что сам по себе факт усыновления Т.А.В. второго ребенка, имея ввиду, что первый ребенок умер в первые сутки после своего рождения, не порождает право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данный вывод основывается на системном и буквальном толковании норм ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Семья Тихоновых не имеют детей, они имеют одного ребенка - Т.Д.А.., ... года рождения.

Согласно п.2 ст.20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. При этом государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти», утверждены рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы № 103/У-08 «Медицинское свидетельство о рождении» и учетной формы № 106-2/У-08 «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти».

Согласно данным рекомендациям учетная форма № 103/У-08 «Медицинское свидетельство о рождении» утверждается для обеспечения государственной регистрации рождения ребенка, родившегося живым, в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, и для государственного статистического учета.

Исходя из требований вышеприведенных нормативных актов медицинские свидетельства о рождении и о перинатальной смерти являются необходимыми документами для выдачи в установленном порядке свидетельства о рождении ребенка и свидетельства о его смерти. В отношении ребенка (детей), родившегося (ихся) мертвым(и) изменений в действующее законодательство не вносилось. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, не выдается, как и не производится государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы, сторон суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федеральною закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ).

Круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, перечислен в статье 3 указанного Федерального закона. Такое право возникает у женщин, родивших или усыновивших второго ребенка начиная 01 января 2007 года, женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующих детей начиная с 01 января 2007 года, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Одновременно с заявлением установленной формы в территориальный орган Пенсионного фонда РФ подаются документы, подтверждающие рождение или усыновление детей. К числу таких документов относятся медицинское свидетельство о рождении, свидетельство о рождении ребенка, справка о рождении. Согласно п. 14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр (п.п.8 п.2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 г. N 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти», учетная форма N 103/у-08 «Медицинское свидетельство о рождении» утверждается для обеспечения государственной регистрации рождения ребенка, родившегося живым, в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Медицинское свидетельство о рождении заполняется на новорожденных, родившихся с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни). На ребенка, родившегося живым и умершего в первые 168часов жизни, заполняют 2 свидетельства: медицинское свидетельство о рождении и медицинское свидетельство оперинатальной смерти.

Согласно пункту 4 Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 04 декабря 1992 г. N 318/190, перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного. Под перинатальной смертью понимается смерть ребенка (независимо от ее причин) в перинатальный период, который охватывает внутриутробное развитие плода, начиная с двадцать восьмой недели беременности, период родов и первые семь суток жизни ребенка. Родившимися жизнеспособными считаются новорожденные с массой тела 1000 г и более (а если масса при рождении неизвестна - длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 педель и более), а также новорожденные с массой тела от 500 до 999 г. если прожили 168 часов после рождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти; государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой педеле жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, то есть справка о рождении ребенка, родившегося мертвым /умершего на первой неделе жизни/ (форма N 26), утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», и свидетельство о смерти ребенка, утвержденное Постановлением Правительства РФ oт 06 июля 1998 г. N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не выдается.

Судом      установлено,      что      истица      состоит     в зарегистрированном браке с Т.С.В. ... года Т.А.В. родила дочь Т., в этот же день ребенок умер.

В соответствии с приведенной нормой закона и в связи со смертью ребенка на первые сутки после рождения, свидетельство о рождении Т. ее матери Т.А.В. не выдавалось. По этой причине требуемые Федеральным законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Вместе с тем, в материалах дела имеется справка о её рождении и свидетельство о смерти. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Далее из материалов дела видно, что ... года решением Барышского городского суда Ульяновской области было установлено усыновление супругами Т. - мальчика, родившегося ... года. В актовую запись о рождении ребенка № ... от ... года были внесены изменения. Т. были внесены в качестве родителей, что подтверждается свидетельством об усыновлении.

В судебном заседании установлено, что Т.А.В. ... года обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от ... года было отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, со ссылкой на отсутствие необходимых документов на его получение, в частности, на свидетельства о рождении на первого ребенка.

Истицей не оспаривается, что свидетельство о рождении первого ребенка на момент возникшего спора ей не выдавалось. Следовательно, законных оснований для выдачи истице сертификата на получение материнского капитала в соответствии с ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в период обращения истицы в органы Пенсионного фонда и в последующем не имелось, как и не имеется указанных оснований при обращении истицы с иском в суд.

Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", введенным в действие с момента опубликования (2 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4), что также нашло отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. N 1237-0-0.

Согласно п.п.1 п.6 статьи 5 Федерального закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом. Исходы из выше изложенного суд считает, что Пенсионным органом Т.А.В. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006 года. Поэтому иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Т.А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от ... года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца.

           Судья                                                     Л.И. Зотова

Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-2671/2012 от 04.09.2012 г. решение Барышского городского суда от 10 июля 2012 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Т.А.В. - без удовлетворения.