Дело № 2-431 / 2012 год РЕШЕНИЕ 21 августа 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., с участием помощника прокурора Барышского района Абдюшева И.Р., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципальное образование «Земляничненское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоздании официального сайта администрации МО «Земляничненское сельское поселение» и о возложении обязанности создать официальный сайт муниципального образования в сети Интернет, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Барышского района обратился в суд с иском к администрации МО «Земляничненское сельское поселение», в котором указал, что в ходе прокурорской проверки обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения требований антикоррупционного законодательства. Так, в силу п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Кроме этого, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления в соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ является одним из основных принципов противодействия коррупции. Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.Статьёй 10 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может бытьнаправлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления размещают в сети «Интернет» общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: наименование и структуру органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о руководителях подведомственных органу местного самоуправления организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии). Между тем, проведённая прокуратурой района проверка деятельности администрации МО «Земляничненское сельское поселение» показала, что в нарушение вышеуказанных требований действующего федерального законодательства по состоянию на 19.07.2012, несмотря на имеющийся доступ к сети Интернет в здании администрации муниципального образования, официальный сайт администрации поселения не создан; информация об органе местного самоуправления, предусмотренная ст. 13 Закона, на официальном сайте администрации МО «Барышский район» - www.barysh.org не размещена; полномочия по размещению информации об администрации МО «Земляничненское сельское поселение», а также финансовые средства для исполнения данных полномочий администрация поселения в администрацию МО «Барышский район» на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не передавала.Кроме того, в нарушение ст. 17 Закона информация, предусмотренная ст. 13 данного Закона, в помещении администрации МО «Земляничненское сельское поселение» по адресу: Ульяновская область, Барышский район, пос.Земляничный, ул.Плодопитомническая, д. 10/1, не размещена.Таким образом, своим бездействием исполнительно-распорядительный орган МО «Земляничненское сельское поселение» нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, ограничивая институты гражданского общества в доступе к информации о структуре органов местного самоуправления, тем самым лишая их возможности сотрудничать с государством в сфере противодействия коррупции. Наосновании изложенного прокурор просит признать бездействие администрации МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района, выразившееся в несоздании официального сайта администрации муниципального образования; неразмещении в сети «Интернет» информации о структуре администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение»; сведений о ее полномочиях, задачах и функциях ее структурных подразделений, а также перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечня подведомственных организаций, сведений об их задачах и функциях, а также почтовых адресов, адресов электронной почты (при наличии), номеров телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведений о руководителях подведомственных ей организаций (фамилии, имена, отчества); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ее ведении, подведомственных организаций, незаконным. Обязать администрацию МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района создать сайт администрации муниципального образования; разместить в сети «Интернет» информацию о структуре администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение»; сведения о ее полномочиях, задачах и функциях ее структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о руководителях подведомственных ей организаций (фамилии, имена, отчества); перечни находящихся в её ведении подведомственных организаций. В судебном заседании помощник прокурора Абдюшев И.Р., поддержав заявленный иск, привел аналогичные доводы. Возражений на иск не представлено. Представитель администрация МО «Земляничненское сельское поселение» не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Проверив материалы дела, выслушав доводы участвующего в деле прокурора, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ели иное не предусмотрено законом. Согласно п.п. 2-5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В силу п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. В силу п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. В соответствии с частями 7, 8 ст. 14 указанного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. В суде установлено, что прокуратурой Барышского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления администрацией МО «Земляничненское сельское поселение» требований Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по жалобе Демидовой Анастасии. В ходе проверки установлено, что, несмотря на имеющийся доступ к сети Интернет, ответчик своего официального сайта не имеет, на официальном сайте Барышского района предусмотренную законом информацию не размещает. Представления об устранении выявленных нарушений закона, направленные прокурором Барышского района ответчику в 2010 и 2011 годах оставлены без внимания. Ответчиком указанные обстоятельства не оспорены. Доказательства того, что ответчик не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, суду не представлены. Как видно из объяснений главного специалиста-эксперта администрации МО «Земляничненское сельское поселение» О*, данных ею при проведении проверки, в администрации поселения собственный официальный сайт не создан, при этом доступ к сети Интернет в администрации поселения имеется. Из объяснений главного специалиста отдела по связям с общественностью МУ «Управление по делам администрации МО «Барышский район» Митяшова Д.Р. видно, что действительно собственный официальный сайт в администрации МО «Земляничненское сельское поселение» не создан. На сайте администрации МО «Барышский район» в 2011 и 2012 годах информация об органах местного самоуправления, в частности МО «Земляничненское сельское поселение», не размещалась. На сайте МО «Барышский район» страничка администрации МО «Земляничненское сельское поселение» отсутствует. По результатам прокурорской проверки установлено, что техническая возможность создания официального сайта у органа местного самоуправления поселения имеется. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Исходя из изложенного требования прокурора Барышского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Барышского района удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района, выразившееся в несоздании официального сайта администрации муниципального образования; неразмещении в сети Интернет информации о структуре администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение»; сведений о ее полномочиях, задачах и функциях ее структурных подразделений, а также перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечня подведомственных организаций, сведений об их задачах и функциях, а также почтовых адресов, адресов электронной почты (при наличии), номеров телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведений о руководителях подведомственных ей организаций (фамилии, имена, отчества); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ее ведении, подведомственных организаций, незаконным. Обязать администрацию МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района создать сайт администрации муниципального образования; разместить в сети «Интернет» информацию о структуре администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение»; сведения о ее полномочиях, задачах и функциях ее структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о руководителях подведомственных ей организаций (фамилии, имена, отчества); перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ее ведении и в ведении подведомственных организаций. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца. Судья Е.И. Гаврилова