Дело № 2-344 / 2012 год РЕШЕНИЕ 30 июля 2012 года г. Барыш Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., с участием помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Мизурова А.С., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района в интересах Вайгант Т. Н. к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным бездействия по непредставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением на основании договора социального найма, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах Вайгант Т.Н. к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным бездействия по непредставлению Вайгант Т.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности обеспечить ее благоустроенным жилым помещением на основании договора социального найма. Мотивируя заявленное требование, прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности администрации МО «Барышское городское поселение» выявлены нарушения требований действующего законодательства при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В силу ч. 2 ст. 18 данного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Из п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п. 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Между тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности администрации МО «Барышское городское поселение» выявлены нарушения указанных требований жилищного законодательства. Так, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что гражданка Вайгант Т.Н., проживающая по адресу: *****, неоднократно обращалась в администрацию МО «Барышское городское поселение» и в администрацию МО «Барышский район» по поводу предоставления благоустроенного жилого помещения. Как показала проверка, Вайгант Т.Н. совместно с Т* и П* зарегистрированы и проживают по адресу: *****. Данное жилое помещение было предоставлено Вайгант Т.Н. на основании договора социального найма жилого помещения №* от 00.00.00.. В соответствии с информацией БТИ от 25.06.2012 *****, расположенная по адресу: *****, имеет общую площадь - 50,4 кв.м, жилую- 45,7 кв.м. Согласно заключению №* от 00.00.00. о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МО «Барышское городское поселение» от 00.00.00. №*, многоквартирный *****, расположенный по адресу: *****, признан непригодным для проживания. 00.00.00. администрацией МО «Барышское городское поселение» после обследования ***** был направлен письменный ответ № 897 на обращение Вайгант Т.Н. с предложением переселиться в свободную муниципальную *****, расположенную по адресу: *****, общей площадью 32,5 кв.м. При этом, в письме администрации МО «Барышское городское сельское поселение» указано, что переселение Вайгант Т.Н. в вышеуказанную квартиру не будет считаться улучшением условий для проживания и что заявительница не будет снята с очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. 22.06.2012 опрошенная в прокуратуре района заместитель главы администрации МО «Барышское городское поселение» Ж* пояснила, что указанный ответ был дан заявительнице в связи с тем, что иного благоустроенного жилья у администрации МО «Барышское городское поселение» не имеется. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрация МО «Барышское городское поселение» в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: *****, непригодным для проживания до настоящего времени иным благоустроенным жилым помещением Вайгант Т.Н. не обеспечила, тем самым нарушила жилищные права последней. Просит суд признать бездействие администрации МО «Барышское городское поселение», выразившееся в не предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Вайгант Т.Н., незаконным; обязать администрацию МО «Барышское городское поселение» обеспечить Вайгант Т.Н. благоустроенным жилым помещением на основании договора социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Барышского района Мизуров А.С., поддержав заявленный иск, привел аналогичные доводы. В судебном заседании истица Вайгант Т.Н., также поддержав заявленный иск, привела аналогичные доводы. Представитель ответчика - Голощапова Н.А., возражая против иска, пояснила, что действительно Межведомственной комиссией 00.00.00. было произведено обследование *****. Обследование жилого помещения было произведено по обращению Вайгант Т.Н. В результате обследования были выявлены основания для признания данного дома непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения №* от 00.00.00. и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №* от 00.00.00. В акте обследования помещения комиссией было зафиксировано, что дом является блокированной застройки (п. 3 ст. 16 ЖК РФ), то есть данный дом не может быть включен в Программу переселения граждан из аварийного жилого фонда. Квартира Вайгант Т.Н. находится в муниципальной собственности, в данном доме только первая квартира принадлежит на праве собственности, но только от Вайгант Т.Н. неоднократно поступали обращения с просьбой предоставления иного благоустроенного жилья. В первую очередь на квартиросъемщика жилого помещения возложена обязанность по сохранению условий для благоприятного проживания. 00.00.00. после обследования жилого ***** администрацией поселения был направлен ответ Вайгант Т.Н., в котором были даны разъяснения и в качестве варианта предложено жилое помещение по *****. В ответе администрации поселения также было указано на то, что муниципального жилья на территории ***** не возводится, благоустроенных жилых помещений для предоставления Вайгант Т.Н. не имеется. Нарушение прав Вайгант Т.Н. в действиях администрации поселения не усматривается, поскольку органом местного самоуправления истице было предложено иное жилое помещение, но Вайгант Т.Н. отказалась, то есть использовала свое право. Доводы прокуратуры на предоставление жилого помещения меньшей площади, чем располагала Вайгант Т.Н. также не обоснованы, поскольку в деле Вайгант Т.Н., которая стоит в очереди на улучшение жилищных условий с 00.00.00., имеется справка о площади жилого помещения №* в *****, что составляет 36,0 кв.м, а по данным справки ф. № 8 от 00.00.00. - 18 кв.м. Иных документов, подтверждающих большую жилую площадь Вайгант Т.Н. в администрацию поселения Вайгант Т.Н. не было представлено. Лишь после обращения в прокуратуру БТИ была представлена справка о фактической общей площади помещения, которая составила 50,4 кв.м., жилая - 45,7 кв.м. Поскольку ***** является муниципальной собственностью, администрацией поселения было принято решение о нецелесообразности проведения текущего ремонта, поскольку ранее жильцы *****рова, кроме Вайгант Т.Н., в администрацию поселения не обращались, жалобы по поводу состояния жилого дома не поступали. В виду отсутствия денежных средств на проведение капитального ремонта Вайгант Т.Н. было предложено переселиться в *****, от текущего же ремонта Вайгант Т.Н. впоследствии отказалась и сама. Иными словами, администрацией поселения были предприняты меры по переселению Вайгант Т.Н. из аварийного дома в иное жилое помещение, но Вайгант Т.Н. отказалась. В виду отсутствия иного благоустроенного жилого помещения и отсутствия в бюджете поселения денежных средств на строительство жилого фонда Вайгант Т.Н. было предложена имеющаяся жилая площадь по *****. Более того, Вайгант Т.Н. с 1989 г. по 2012 г. не предоставляла сведения о состоянии своих жилищных условий, изменении состава семьи и иные сведения. Лишь в 2009 г. Вайгант Т.Н. при желании провести водопровод к дому обратилась в администрацию поселения для узаконивания проживания в доме и заключении договора социального найма. А в 2012 г. Вайгант Т.Н. были представлены заявление и справка ф. № 8. Просит в иске прокурору отказать. Проверив представленные доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции и соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 названного Кодекса). Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Исходя из изложенного, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания и аварийным. Поскольку такое жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, то оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В судебном заседании установлено ( и не оспаривается сторонами ), что истица Вайгант Т.Н. вместе с членами своей семьи ( Т* и П* ) занимают жилое помещение жилой площадью 36 кв. м по адресу: *****. Данное жилое помещение было предоставлено Вайгант Т.Н. на основании договора социального найма жилого помещения №* от 00.00.00. В данном жилом помещении истица зарегистрирована и проживает с 00.00.00. по настоящее время. С 00.00.00. истица Вайгант Т.Н. состоит в Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по состоянию на 00.00.00. значится под порядковым номером 89. Согласно данному Списку размер жилой площади занимаемого Вайгант Т.Н. жилого помещения - именно 36 кв.м ( сторонами данный размер не оспаривается ). Согласно заключению межведомственной комиссии №* от 00.00.00. многоквартирный *****, признан непригодным для проживания. Письмом от 00.00.00. администрацией МО «Барышское городское поселение» было предложено истице Вайгант Т.Н. ( на ее обращение ) переселиться в свободную муниципальную *****, расположенную по адресу: *****, общей площадью 32,5 кв.м. При этом, в письме администрации МО «Барышское городское сельское поселение» указано, что переселение Вайгант Т. Н. в вышеуказанную квартиру не будет считаться улучшением условий для проживания, и что заявительница не будет снята с очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Как следует из объяснений заместителя главы администрации МО «Барышское городское поселение» Ж* от 00.00.00., данных ею в прокуратуре района, указанный ответ был дан заявительнице в связи с тем, что иного благоустроенного жилья у администрации МО «Барышское городское поселение» не имеется. Как пояснила истица Вайгант Т.Н., действительно до настоящего времени она продолжает проживать по адресу: *****, поскольку предложенное ей для переселения жилье требованиям благоустроенности не отвечает, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не является. Доказательств того, что предоставляемое истице другое жилое помещение по договору социального найма ( *****. №* по ***** в ***** ) является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и отвечает установленным требованиям ответчиком суду не представлено. Более того, в суде установлено ( и не оспаривается ответчиком ), что предоставляемое истице другое жилое помещение не равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрация МО «Барышское городское поселение» в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: *****, непригодным для проживания до настоящего времени иным благоустроенным ( по смыслу ст.89 ЖК РФ ) жилым помещением Вайгант Т.Н. не обеспечила, тем самым нарушила жилищные права последней, что явилось причиной для обращения в суд прокурора Барышского района в ее интересах. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с п. 1 ч. 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 года N 376-О-П). По сведениям регистрационной службы у истицы Вайгант Т.Н. и членов ее семьи иного жилья в собственности не имеется. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Таким образом, в суде установлено, что до настоящего времени другое жилое помещение по договору социального найма ( отвечающее требованиям Закона ) истице Вайгант Т.Н. ответчиком не предоставлено, что, по мнению суда, исходя из вышеуказанных положений Закона, свидетельствует о бездействии ответчика, которое следует признать незаконным. Доводы представителя ответчика об отсутствии в поселении иного благоустроенного жилого помещения и отсутствии в бюджете поселения денежных средств на строительство жилого фонда, не могут, по мнению суда, являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований. Следует учесть, что обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления. Не могут, по мнению суда, являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований и доводы представителя ответчика о не предоставлении истицей с 1989 г. по 2012 г. сведений о состоянии своих жилищных условий, об изменении состава семьи и иных сведений. Как указывалось выше, положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. По смыслу закона, право на внеочередное предоставление жилья не находится в зависимости от нахождения граждан ( либо не нахождения ) в таком списке. Иные доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на иск, также не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований. Исходя из изложенного, требования прокурора Барышского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Иск прокурора Барышского района в интересах Вайгант Т. Н. удовлетворить. На администрацию МО «Барышское городское поселение» возложить обязанность предоставить Вайгант Т. Н. по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Барыша Ульяновской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 36 кв. м жилой площади), отвечающее установленным требованиям, и находящееся в границах г.Барыша Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца. Судья Е.И. Гаврилова