Дело № 2-97 / 2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2011 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием истца Кузьминой Н.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области Москвичевой С.А., действующей на основании доверенности № 4 от 11 января 2010 года,
при секретаре Шаряевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и возложении обязанности установить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 1 ноября 2006 года,
УСТАНОВИЛ:
Истица Кузьмина Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе по Ульяновской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и о возложении на ответчика обязанности установить ей указанную ежемесячную денежную выплату с 1 ноября 2006 года. В обоснование заявленного требования истица указала, что приходится матерью военнослужащему, <данные изъяты>., 1978 года рождения, погибшему - умершему <данные изъяты> 2003 года в результате смертельного ранения при исполнении обязанностей военной службы в республике Чечня. В связи с гибелью сына ей было выдано бессрочное удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен, погибших военнослужащих, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с законом СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной выплатой, размер которых установлен в соответствии со ст. 23-1 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ по категории «член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей». Не согласившись с размером назначенной выплаты, в декабре 2010 года она обратилась в Управление пенсионного фонда в г.Барыше по вопросу назначения ежемесячной выплаты, установленной для участников ВОВ. Однако в удовлетворении заявления ей было отказано, в связи с тем, что смерть сына наступила после 16 января 1995 года (даты вступления в силу закона «О ветеранах»). Между тем, Закон СССР № 313-1 от 01 августа 1989 года, распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым правовой статус и соответствующий этому уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 11 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем вторым п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратившей силу, не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может расцениваться как допускающий снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Полагает, что в данном случае Конституционный Суд РФ придерживается позиции, согласно которой права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Поэтому члены семей погибших военнослужащих должны получать ЕДВ в том же размере, что и участники ВОВ из числа военнослужащих.
Истица Кузьмина Н.А. в суде иск поддержала и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что первоначально обращалась в Пенсионный фонд в 2004 году, представив свидетельство о смерти сына. Заявление о назначении выплат не писала, поскольку в Пенсионном фонде ей сказали, что никакие выплаты в связи со смертью сына ей не положены. В конечном итоге, после предоставления извещения о гибели сына, выданного военкоматом в 2006 году, за ней как за матерью военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, с 13 октября 2006 года Пенсионным фондом было признано право на пенсию и прочие льготы, и выдано соответствующее удостоверение.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области Москвичева С.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истице Кузьминой Н.А. с 13 октября 2006 года была назначена ЕДВ как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. При этом размер выплаты определен в соответствии с нормами п. 5 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ на основании п. 3 ст. 21 Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Норма закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», на который ссылается Кузьмина, на момент назначения истице выплат утратили свою силу и поэтому не могли быть применены.
Проверив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, оснований для удовлетворения заявленного иска суд не усматривает.
В судебном заседании установлено, что истица Кузьмина Н.А. с 13 октября 2006 года является получателем ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. При этом размер получаемой ею выплаты отличается в меньшую сторону от размера выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны.
В связи с этим, обратившись в суд с настоящим иском, Кузьмина Н.А., по сути, оспаривает тот факт, что в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах» члены семьи военнослужащих, погибших после принятия указанного Федерального закона оказались в неравном положении по сравнению с положением такой же категорией граждан, члены семьи которых, погибли при прохождении военной службы до принятия указанного закона, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционный Суд РФ своим определением от 4 апреля 2007 года № 331-О-П разъяснил, что, возлагая на Российскую Федерации как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения, Конституция РФ вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.
Следовательно, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.
До 16 января 1995 года правовой статус матерей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, регулировался Законом СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Нормами данного закона на матерей погибших военнослужащих распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» (вступивший в законную силу с 16 января 1995 года) определил меры социальной защиты членов семей погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 названного Закона.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой часть ранее предоставляемых льгот в натуральном выражении была заменена денежной выплатой.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона «О ветеранах» члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользуются мерами социальной поддержки, установленными для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий. Указанные лица имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере, определенном в подпункте 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах». При этом размер ЕДВдля указанной категории граждан отличается от размера ЕДВ для участников ВОВ.
Следует отметить, что нормы Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в настоящее время фактически не применяются поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей.
Учитывая, что Федеральные законы от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были приняты и вступили в закону силу после вступления в законную силу Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1, то, с учетом положения Постановления Конституционного Суда РФ от 26 июня 2001 года № 9-П, согласно общему правилу при возникновения спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее.
Кроме того, статья 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1, распространившая на родителей и жен погибших военнослужащих льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, для определения объема социальной поддержки, на которую имеет право Кузьмина Н.А. не может быть применена. Основания для предоставления ей мер социальной поддержки возникли после вступления в законную силу Федерального закона «О ветеранах», который предусматривает разный уровень социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Ссылка истицы на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Определении от 4 апреля 2007 года за № 331-О-П, является, по мнению суда, несостоятельной, поскольку в указанном определении Конституционным судом дано суждение в отношении правового положения членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения возникло и было реализовано право пользоваться льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны. У истицы же, как было установлено судом, в связи с принятием Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» такого право не возникало. Поскольку и смерть сына, и обращение в Пенсионный фонд последовало после 16 января 1995 года. Мерами социальной поддержки по закону от 1 августа 1989 года истица не пользовалась и не реализовывала своего права на данные льготы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Кузьминой Н.А. в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и возложении обязанности установить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 1 ноября 2006 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.
Судья Е.С. Челбаева