решение о непринятии норм.актов



Дело № 2-487/ 2012 год

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2012 года                                                          г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В.,

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «... сельское поселение» о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «... сельское поселение» о признании незаконным бездействия в области соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Мотивируя свои требования указал, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к числу вопросов местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В силу требований ст.ст. 17 и 18 данного Закона порядок содержания и порядок ремонтa автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами.

Между тем, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... сельское поселение», которая в силу требований ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления поселения, не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивных и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Несмотря на то, что в целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района 19.04.2012 года на имя Главы администрации МО «... сельское поселение» было внесено представление, в котором указывалось на необходимость регламентации указанных правоотношений, администрацией поселения до настоящего времени соответствующие муниципальные правовые акты не приняты.

В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськов В.В., поддержав иск дополнил, что в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, несоблюдение требований о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих сферу дорожной деятельности, нарушает права жителей поселения. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ввиду процессов рождаемости, смертности, миграции населения определить четкий круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в данной сфере невозможно. Таким образом, свое вмешательство в указанную сферу правоотношений прокуратура района считает законным и обоснованным.

Представитель администрации МО «... сельское поселение» в судебное заседание не явился. В отзыве несогласие с иском, мотивировано отсутствием в бюджете денежных средств на указанные в иске цели.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В., суд приходит к выводу о том, что уточненное заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, относятся к собственности поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 п. 8).

В силу подпунктов 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 указанного закона). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21 закона).

Согласно п. 11 п.п. "н" "Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Устава МО «... сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Устава МО «... сельское поселение» местное самоуправление осуществляется на всей территории поселения в пределах его границ.

Как следует из материалов дела, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «... сельское поселение», не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения.

В представлении прокурора Барышского района также указано на необходимость разработать и принять нормативные акты, регламентирующие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. Однако, до настоящего времени указанные нормативные акты не разработаны, что свидетельствует о бездействии администрации МО «... сельское поселение».

.

Проанализировав законодательство регулирующее данные правоотношения, и придя к выводу об удовлетворении иска, суд исходит из того, что принятие правовых актов, касающихся деятельности по организации и выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным, поскольку их принятие преследует цель эффективного использования бюджетных средств, а также обеспечения безопасности дорожного движения.

Суд считает несостоятельной ссылку ответчика на отсутствие финансовых средств, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, в силу части 1 статьи 52 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 52).

Суд считает, что прокурором в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации избран правомерный способ защиты интересов неопределенного круга лиц, то есть значительного числа граждан (пользователей автомобильных дорог), поскольку нарушение вышеуказанного законодательства действительно создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог. В данном случае требования прокурора основаны, в том числе, на Конституции Российской Федерации и положениях Федерального закона от 10.12.1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения". Так, согласно ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года № 196, задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                            

РЕШИЛ :

Признать незаконным бездействие администрации МО «... сельское поселение», выразившееся в непринятии нормативных актов, регламентирующих порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                             Л.И. Зотова