решение о предоставлении жилья



Дело № 2 - 288 2012 г.

                                       

     РЕШЕНИЕ

                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июля 2012 года                                            г. Барыш

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.К.С. к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» о возложении обязанности предоставить в собственность равноценное жилое помещение за счёт изымаемой квартиры, расположенной в аварийном доме,

УСТАНОВИЛ:

Л.К.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» о возложении обязанности предоставить в собственность равноценное жилое помещение за счёт изымаемой квартиры, расположенной в аварийном доме, по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв. .... Мотивируя свои требования указала, что она является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 29,9 кв.м, расположенной по указанному выше адресу. В соответствии с региональной и муниципальной программами данный многоквартирный дом, включен в перечень аварийных домов подлежащих расселению. Истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что дом, в котором расположена её квартира, призван аварийным. 25.05.2012 года ей было отказано в предоставлении жилого помещения ссылаясь на то, что ранее ей уже была оказана мера социальной поддержки из средств Федерального бюджета по обеспечению жильём в связи с аварийностью жилого дома № ... по пл. .... Считает, что данное решение администрации МО «Барышское городское поселение» является незаконным, поскольку жилищный сертификат ей был предоставлен в порядке социальной поддержки, как вдове участника ВОВ. Однако полагает, что это в соответствии с жилищным законодательством не является основанием для того, чтобы изъять её квартиру, расположенную по адресу: г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв. ..., без предоставления другого жилого помещения.

В судебное заседание истица Л.К.С.., извещенная надлежащим образом о дне рассмотрения дела, не явилась, но её представитель Ч.Н.А. поддержав иск пояснила, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира № ..., принадлежащая истице на праве собственности, по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, пл. ..., д. ..., включен в перечень аварийных домов подлежащих расселению. Частью 10 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в данном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Л.К.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным. Однако, ей было отказано в предоставлении жилого помещения ссылаясь на то, что ранее ей уже была оказана мера социальной поддержки из средств Федерального бюджета по обеспечению жильём в связи с аварийностью жилого дома № ... по пл. .... Полагает, что данное решение администрации МО «Барышское городское поселение» является незаконным, поскольку никто не может быть лишен своей собственности, в частности- квартиры (жилища), никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им. Не отрицает факта приобретения Л.К.С. по жилищному сертификату квартиры по адресу: г. Барыш, ул. ..., д. ..., кв. ..., и продажи её в последующем. Однако полагает, что в соответствии с жилищным законодательством это не является основанием для того, чтобы лишить истицу собственности, то есть изъять её квартиру, расположенную по адресу: г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв. ..., без предоставления другого жилого помещения.

Представитель ответчика- Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Г.Н.А. возражая против иска пояснила, что 07.08.2007 года межведомственной комиссией было проведено обследование многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... г. Барыш. По результатам осмотра дом признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением от 07.08.2007 года № 3. В данном доме истице принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира № .... В виду того, что истица является вдовой участника ВОВ, 29.01.2010 года Л.К.С. обратилась в администрацию МО «Барышское городское поселение» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилищно-бытовая комиссия, рассмотрев приложенные к заявлению документы, сочла верным принять на учет и включить в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Л.К.С. именно в связи с признанием дома аварийным. При этом отметила, что при отсутствии основания для признания дома аварийным, Л.К.С. не могла бы реализовать свое право на улучшение жилищных условий, так как на момент подачи заявления она являлась собственником квартиры и была обеспечена общей жилой площадью более учетной нормы.

Руководствуясь нормами Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», государство предоставило Л.К.С. сертификат на улучшение жилищных условий. 07.07.2010 года она зарегистрировала свое право собственности на квартиру общей площадью 47,61 кв.м., расположенную по адресу: г. Барыш, ул. ..., д. ..., кв. ..., а 10.09.2010 года была поставлена на регистрационный учет по данному адресу. Однако, в феврале 2011 года истица, заведомо зная об аварийности дома № ... по пл. ... г. Барыш, о планируемом сносе этого дома и расселении жильцов, вселила своего сына в однокомнатную квартиру № ..., общей площадью 29,9 кв.м. и дала согласие на его регистрацию в своей квартире, что подтверждается справкой ф. № 8 от 24.04.2012 года.

Истица, намеренно ухудшила свои жилищные условия и преследует корыстный мотив на получение благоустроенного жилья, это подтверждается тем, что полученную квартиру по ул. ..., д. ..., кв. ... она продала по истечение нескольких месяцев после регистрации своего сына в аварийной квартире. 24.06.2011 года истица была снята с регистрационного учета по данному адресу, и была поставлена на регистрационный учет у своих родственников, по адресу: г. Барыш, кв. ..., д. .... Кроме того, 29.06.2010 года истица прекратила права собственности на данную квартиру, тем самым ухудшив свои жилищные условия, и возобновив свои права на повторное получение благоустроенного жилья по причине аварийности дома № ... по пл. ... г. Барыша.

Государство оказало Л.К.С. как вдове участника ВОВ меру социальной поддержки, предоставив по федеральной программе денежные средства в виде сертификата, улучшило жилищные условия, однако истица злоупотребляя своим положением, продолжает преследовать корыстный интерес в получении благоустроенного жилья. Исходя из таких обстоятельств, на заседании жилищно-бытовой комиссии 22.05.2012 года было принято решение об отказе Л.К.С. в предоставлении жилого помещения.

Жилищно-бытовая комиссия при принятии решения исходила из соблюдения норм действующего законодательства, а именно, норм Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Федерального закона № 327-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и целевым расходованием бюджетных денежных средств. Муниципальная целевая программа «Переселение граждан муниципального образования «Барышское городское поселение» финансируется из федерального бюджета, как и предоставление сертификата на получение жилья для участников ВОВ, вдов участников ВОВ, тем самым право на получение повторной меры социальной поддержки истица утратила.

В настоящий момент Л.К.С. является собственницей квартиры № ... в аварийном доме и, ссылаясь на принцип неприкосновенности жилища, считает законным повторное получение благоустроенного жилья взамен аварийного. В связи с отсутствием в законодательстве четкой формулировки действий органов местного самоуправления при столкновении федеральных законов № 185-ФЗ и № 5-ФЗ и отсутствием судебной практики по данному виду спора, комиссия сочла верным отказать истице с целью избежание предъявления со стороны контролирующих органов актов реагирования.

Принцип неприкосновенности жилища истицы администрацией поселения не нарушен, поскольку факта обращения к Л.К.С.. о принудительном снятии с регистрационного учета и выселении из аварийного дома не имеет место. Руководствуясь нормами действующего законодательства, комиссия приняла решение об отказе в предоставлении благоустроенного жилья.

Более того, переселение из домов, подлежащих сносу, не является улучшением жилищных условий, однако истица, предъявляя исковые требования, улучшает свои жилищные условия, поскольку квартиры, предоставляемые жильцам аварийного дома, находятся в доме-новостройке, благоустроенные и находятся в том же районе, где проживает истица.

Привлеченное определение Барышского городского суда от 05.06.2012 года в качестве 3-го лица- Министерство энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ульяновской области, извещенное о дне рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном отзыве указано, что переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области, осуществляется в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из аварийного жилищного фонда в 2011 и 2012 годах», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.08.2011 № 375-П. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» и Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённых правлением государственной корпорации - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 11.02.2011.

На основании муниципальных адресных программ в Программе определён перечень многоквартирных домов, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в срок до 01.01.2010 года. Исходя из перечня таких домов, количества и площади жилых помещений в них Программой определены объёмы финансовой поддержки за счет средств Фонда, долевого финансирования за счёт средств областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области от 28.04.2011 № 73 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение граждан муниципального образования «Барышское городское поселение» из аварийного жилого фонда в 2011 году», в адресный перечень Программы включён многоквартирный дом, расположенный на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» по адресу: г. Барыш, пл. ..., д. ..., общей площадью помещений 231,66 кв. м, состоящий из 7 квартир. Общая площадь квартир определена в соответствии с показателями технического паспорта дома № ... по пл. ..., изготовленного по состоянию на 24 марта 2011 года. Квартира № ... общей площадью 27,99 кв. м. учтена в составе общей площади помещений дома.

Расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии со статьёй 16 Федерального закона. Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, средства, предусмотренные на реализацию Программы в муниципальном образовании «Барышский район» Ульяновской области перечислены на основании Соглашения № 55 от 12.10.2011, заключённого между Министерством и Администрацией муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Анализ представленных администрацией муниципального образования «Барышское городское поселение» муниципальных контрактов на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы показал, что жилые помещения приобретены в полном объёме, в том числе приобретена квартира и для переселения граждан из квартиры № ... по пл. Фабричной, ... города Барыш Ульяновской области.

По мнению Министерства, Уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения в связи с переселением граждан из аварийного жилищного фонда от 25.05.2012 № 19, выданное Администрацией муниципального образования «Барышское городское поселение» Л.К.С., является необоснованным по следующим причинам. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём; при этом члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны имеют право на получение такой меры социальной поддержки один раз независимо от их имущественного положения.

Л.К.С. воспользовалась своим правом на получение жилья как вдова участника Великой Отечественной Войны, что не является основанием для того, чтобы лишать её права на переселение из того жилого помещения, где она в настоящее время проживает, в другое жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства. В Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» нет указания на то, что члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, не имеют права каким-либо образом распорядиться принадлежащим им на праве собственности жилым помещением, приобретённым по сертификату, в том числе продать, как произошло в данном случае; также отсутствует указание на то, что при предоставлении нового жилого помещения у членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны у них изымается то, в котором они, на момент получения сертификата, проживали и владели на праве собственности либо пользовались по договору социального найма, что свидетельствует о том, что Лапина К.С. не потеряла права на предоставление ей жилого помещения в рамках реализации Программы. Считают, что отказ жилищной комиссии муниципального образования «Барышское городское поселение» предоставить жилое помещение гражданке Л.К.С.., проживающей в аварийном доме по адресу: г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв.... муниципальному образованию «Барышское городское поселение» противоречит требованиям жилищного законодательства.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы представителей истицы и ответчика, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.(ст. 56 ч.1 ГПК РФ.)

Статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации закреплено право частной собственности. Отсюда следует, что каждому гражданину законом гарантируется возможность иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541- 1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.

Далее, из материалов дела видно, что Л.К.С. в 1993 году, воспользовавшись предоставленным законом правом, приобрела жилое помещение, в виде квартиры, расположенной по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв.... в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.03.1993 года.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» и Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённых правлением государственной корпорации - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 11.02.2011 года была разработана областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из аварийного жилищного фонда в 2011 и 2012 годах», которая утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 08.08.2011 года № 375-П. Целью данной программы является: финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых проявили готовность участвовать в Программе. Задачами являются: переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в связи с физическим износом а процессе эксплуатации; ликвидация на территории Ульяновской области аварийного жилого фонда.

Постановлением администрации МО «Барышское городское поселение» от 28.04.2011 года № 73 также утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан МО «Барышское городское поселение» из ветхого и аварийного жилого фонда в 2011-2012 годах». Основными целями и задачами данной программы являются: обеспечение благоустроенным жильём граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания; ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2007 году; переселение граждан из аварийного жилищного фонда, улучшение условий комфортного проживания граждан и улучшение инвестиционной привлекательности города. В Программе определён перечень многоквартирных домов, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в срок до 01.01.2010 года.

Судом установлено, что в 2006 году в доме № ..., расположенного на пл. ... в г. Барыше произошел пожар. 07.08.2007 года межведомственной комиссией было проведено обследование данного многоквартирного жилого дома. По результатам осмотра дом был признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением от 07.08.2007 года № 3. В связи с указанными обстоятельствами многоквартирный дом, расположенный на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» по адресу: г. Барыш, пл. ..., д. ..., общей площадью помещений 231,66 кв. м, состоящий из 7 квартир, был включен в адресный перечень Программы. Общая площадь квартир определена в соответствии с показателями технического паспорта дома № ... по пл. ..., изготовленного по состоянию на 24 марта 2011 года. Квартира № ... общей площадью 27,99 кв. м. учтена в составе общей площади помещений дома.

Далее, судом установлено, что 29.01.2010 года Л.К.С. являясь вдовой участника ВОВ, обратилась в администрацию МО «Барышское городское поселение» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, где сказано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.

Решением жилищно-бытовой комиссии от 19.02.2010 года, с учетом того, что Л.К.С. проживала в доме, признанным межведомственной комиссией ветхим, аварийным, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При отсутствии основания для признания дома аварийным, Л.К.С. не могла бы реализовать свое право на улучшение жилищных условий, так как на момент подачи заявления она являлась собственником квартиры и была обеспечена общей жилой площадью более учетной нормы. В последствие, она получила социальную поддержку в виде сертификата на получение жилья.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № <данные изъяты> за Л.К.С. 07 июля 2010 года было зарегистрировано право собственности на квартиру, площадью 47,61 кв.м., расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. ..., д. ..., кв. ....

В судебном заседании также установлено, что 10 сентября 2010 года Л.К.С.., снявшись с регистрационного учета, переселилась из аварийного жилого помещения во вновь приобретенное жилое помещение, улучшив тем самым свои жилищные условия.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Далее, из материалов дела следует, что в июне месяце 2011 года Л.К.С. распорядилась своим имуществом, то есть продала указанное выше жилое помещение (квартиру). Продав квартиру, истица переехала для постоянного проживания к своей дочери- Ч.Н.А.., в дом расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, кв. ..., д. ..., кв. .... Истица с 24.06.2011 года зарегистрирована и фактически проживает до настоящего времени по данному адресу.

Из доводов представителя истицы Ч.Н.А. следует, что дом, собственниками которого являются она со своим супругом Ч.В.А. благоустроенный, с удобствами, в целом домовладение относится к домам приусадебного типа. Имеются хозяйственные постройки, приусадебный земельный участок.

Согласно справки формы № 8 в настоящее время в домовладении по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, кв. ..., д. ..., кв. ... зарегистрированы и фактически проживают: Ч.В.А. (зять истицы), Ч.Н.А. (дочь истицы) и сама истица. Общая площадь домовладения составляет 84,15 кв.м.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (п. 5).

Согласно решению Совета депутатов МО «Барышское городское поселение» № 7/40 от 19 февраля 2009 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади.

Определяя уровень обеспеченности Л.К.С. жилой площадью в свете приведенных требований жилищного законодательства, суд принимает во внимание, что общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, кв. ..., д. ... кв. ... составляет 84,15 кв.м., что значительно превышает учетную норму, установленную на территории МО «Барышское городское поселение».

В мае месяце 2012 года Л.К.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в связи с тем, что дом, в котором расположена её квартира, призван аварийным. 25.05.2012 года ей было отказано в предоставлении жилого помещения ссылаясь на то, что ранее ей уже была оказана мера социальной поддержки из средств федерального бюджета по обеспечению жильём в связи с аварийностью жилого дома № ... по пл. .... Данный отказ явился причиной для обращения Л.К.С. в суд с иском.

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, озаглавленной "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд", регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, что

ответчиком требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств жильцов (собственников квартир), в частности к Л.К.С. до настоящего времени не предъявлялось. Решение об изъятии земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом, по пл. ..., д. ... в г. Барыше, для муниципальных нужд не принималось.

Более того, при применении положения ч. 8 ст. 32 Российской Федерации, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.

Учитывая, что администрация МО «Барышское городское поселение» требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств (собственника квартиры), в частности к Л.К.С.., не предъявлялось, решения об изъятии земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом, по пл. ..., д. ... в г. Барыше, для муниципальных нужд не принималось, возражения ответчика по иску в настоящее время, следует сделать вывод о том, что оснований для удовлетворения иска у суда не имеется. Л.К.С. в настоящее время имеет другое жилое помещение. Кроме того, в квартире, расположенной в аварийном доме истица не проживает, то есть жизнь её опасности, в связи с аварийностью жилья, не подвергается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковые требования Л.К.С. к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» о возложении обязанности предоставить в собственность равноценное жилое помещение за счёт изымаемой квартиры, расположенной в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, пл. ..., д. ..., кв. ... оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                 Л.И. Зотова

Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-2893/2012 г. от 18.09.2012 г. решение Барышского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Л.К.С. - без удовлетворения.