Решение о возложении обязанности обеспечить наличие необходимых запасов топлива



Дело № 2-474 / 2012 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2012 года                                                             г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Гуськова В.В.,

при секретаре Лапиной Ю.Ш..,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Барышского района в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащему распоряжению объектами ЖКХ, расположенными на территории МО «Ленинское городское поселение», приведшим к срыву подготовки к отопительному сезону 2012-2013 годов, к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» и Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба» о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии организации надежного теплоснабжения населения и о возложении обязанности в ходе проведения отопительного сезона 2012-2013 годов обеспечить наличие необходимых запасов топлива,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Барышского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Ленинское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район», и ООО «Коммунальная служба», в котором просит признать незаконным бездействие КУМИЗО МО «Барышский район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему распоряжению объектами ЖКХ, расположенными на территории МО «Ленинское городское поселение», приведшим к срыву подготовки к отопительному сезону 2012-2013 годов, бездействие администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» и ООО «Коммунальная служба», выразившееся в отсутствии организации надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, в том числе непринятие мер по формированию необходимых запасов основного и резервного топлива для функционирования квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области. Кроме этого просит возложить на администрацию МО «Ленинское городское поселение» и ООО «Коммунальная служба» обязанность в ходе проведения отопительного сезона 2012-2013 годов обеспечить наличие необходимых запасов основного и резервного топлива на квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области для нормального их функционирования.

В обоснование заявленного иска указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района, в ходе которой установлено, что отопление указанного рабочего поселка осуществляется двумя угольными котельными: котельная № 1 «Бурвышка», расположена в р.п. им. В.И. Ленина, ул. Ленина (отапливает 12 жилых домов, 113 квартир); котельная № 2 «Ипподром» по адресу р.п. им. В.И, Ленина, ул. Молодёжная (отапливает 17 домов 352 квартиры) через тепловые сети по ул. Молодежная, ул. Ленина, ул. Энтузиастов, ул. Чапаева. Указанное имущество было передано в аренду ООО «Коммунальная служба», которая ненадлежащим образом осуществляло отопление в отопительный сезон 2011-2012 годов, нарушая жилищные права граждан. Срок действия договора аренды истек 1 августа 2012 года. Несмотря на это, новый договор аренды не заключен, конкурс (аукцион) на право аренды объектов ЖКХ в р.п. им. В.И. Ленина в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» не проведен, необходимый запас топлива на предстоящий отопительный сезон (2240 тонн) отсутствует.

Бездействием ответчиков нарушаются права жителей на нормальные условия жизнедеятельности.

В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. уточненные исковые требования поддержал и привел аналогичные доводы.

Представитель администрации МО «Ленинское городское поселение» Крыков С.Ю. иск не признал и пояснил, что право управления муниципальным имуществом администрация МО «Ленинское городское поселение» передала в МО «Барышский район», в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношением, в соответствии с соглашениями по передаче полномочий. Соответственно, сторонами по договору аренды недвижимого имущества № 207 от 01 января 2008 г. являются Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношением Барышского района «арендодатель» и ООО «Коммунальная служба» «арендатор». Полагает, что ответственность за бездействие в ситуации с теплоснабжением р.п. им. Ленина лежит на ООО «Коммунальная служба» Барышского района, поскольку ООО «Коммунальная служба» незаконно отказалось от теплоснабжения населения р.п. им. В.И. Ленина в одностороннем порядке, нарушив условия договора № 207 от 01.01.2008 г. «О передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью». ООО «Коммунальная служба» нарушило предусмотренный договором пункт, требующий от стороны направление письменного предупреждения о расторжении договора за один месяц. Администрация МО «Ленинское городское поселение» вообще не была уведомлена о расторжении данного договора. А поэтому полагает, что договор № 207 от 1 января 2008 года не прекратил свое действие. Кроме того, ООО «Коммунальная служба» Барышского района не вправе отказаться от публичных договоров, заключенных с населением р.п. им. Ленина по предоставлению теплоэнергии. Со стороны администрации МО «Ленинское городское поселение» бездействие отсутствует, поскольку председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношением Жучкову А.А. направлялось письмо № 01-28/415 от 13 сентября 2012 г. о необходимости принятия мер к принудительному исполнению договора № 207 от 01.01.08, в целях оказания услуг теплоснабжения населения. В поселении действительно отсутствует необходимый 70-процентный запас топлива. В наличии только 514 тонн, оставшихся с прошлого отопительного сезона. Но средств для закупки угля администрация МО «Ленинское городское поселение» не имеет.

Представитель администрации МО «Ленинское городское поселение» Шестопалова А.Е., возражая против заявленного иска, согласилась с доводами, приведенными Крыковым С.Ю.

Представитель ООО «Коммунальная служба» Ивлева Т.В., возражая против иска, пояснила, что 1 января 2008 года между КУМИЗО и ООО «Коммунальная служба» был заключен договор аренды недвижимого имущества, куда, кроме прочего имущества, вошли котельные и тепловые сети в р.п. им. Ленина. Указанный договор претерпевал изменения относительно переданного в аренду имущества. Срок его действия ( с учетом дополнительных соглашений) истек 1 августа 2012 года. 24 июля 2012 года ООО «Коммунальная служба» направило КУМИЗО письмо, в котором известило о предстоящем истечении срока действия договора. В этом же письме ООО «Коммунальная служба» сообщила о том, что не намерена в дальнейшем арендовать имущество (котельные и теплосети) в р.п. им. Ленина. Ответ КУМИЗО на указанное письмо не поступил. В силу того, что срок действия договора аренды имущества истек, обязанность по отоплению указанного поселка, а также по заготовке топлива у ООО «Коммунальная служба» не возникла. При этом КУМИЗО уклоняется от приема имущества обратно в казну.

Представитель ООО «Коммунальная служба» Заложенков В.В., возражая против иска, поддержал доводы, приведенные Ивлевой Т.В.

Представитель КУМИЗО администрации МО «Барышский район» Кулишова Н.Е., возражая против иска, пояснила, что иск к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» заявлен необоснованно. Комитет является арендодателем по договору аренды недвижимого имущества № 207 от 01 января 2008 года, и не является органом ответственным за организацию теплоснабжения в населенных пунктах и снабжения населения топливом. Указанный договор не прекращен, поскольку ООО «Коммунальная служба» пропустила месячный срок для направления уведомления о расторжении этого договора. А поскольку договор действует, именно ООО «Коммунальная служба» обязано обеспечить надлежащее теплоснабжение в отопительном сезоне 2012-2013 г. К тому же, следует учитывать, что тепловая компания не вправе отказываться от теплоснабжения населения, поскольку договор теплоснабжения относится к публичному договору и расторжение его в одностороннем порядке недопустимо. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителям соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается. ООО «Коммунальная служба» как исполнитель услуг по предоставлению теплоэнергии гражданам- потребителям, которые своевременно производят ее оплату, должно организовать свою работу таким образом, чтобы удовлетворить потребности граждан в теплоэнергии в строгом соответствии с законом.

Представитель КУМИЗО администрации МО «Барышский район» Писнова А.М. иск не признала и привела аналогичные доводы.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, суд находит заявленный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что население р.п. им. В.И. Ленина отапливается посредством двух котельных: котельная № 1 «Бурвышка», расположена в р.п. им. В.И. Ленина, ул. Ленина (отапливает 12 жилых домов, 113 квартир); котельная № 2 «Ипподром» по адресу р.п. им. В.И, Ленина, ул. Молодёжная (отапливает 17 домов 352 квартиры) и тепловых сетей по ул. Молодежная, ул. Ленина, ул. Энтузиастов, ул. Чапаева.

Согласно распоряжению главы Барышского района № 167 от 23 августа 2002 года «О приеме в муниципальную собственность объектов социальной сферы ЗАО «Румянцево» и акту приема передачи (приложение №1) указанные объекты приняты в муниципальную собственность Барышского района и включены в реестр муниципальной собственности Барышского района.

Принадлежность указанных объектов подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО «Барышский район» (исх№52 от 16 августа 2012 года), содержащейся в материалах отчета № 060 - ОЦ/12 об определении рыночной величины арендной платы в течение 1 платежного периода (1 мес.) за право пользования недвижимым имуществом: сооружения коммунального хозяйства для теплоснабжения р.п. им. В.И. Ленина.

Вместе с тем, из документов, представленных администрацией МО «Ленинское городское поселение» в прокуратуру Барышского района, следует, что тепловые сети по ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Энтузиастов включены в реестр указанного муниципального образования (№№ 349, 350, 351).

При этом согласно соглашениям, ежегодно заключаемым между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» и администрацией МО «Ленинское городское поселение» последняя передает полномочия по управлению и распоряжению принадлежащим ей имуществом КУМИЗО.

Согласно договору аренды недвижимого имущества № 207 от 1 января 2008 года (с последующими изменениями) между КУМИЗО и ООО «Коммунальная служба» был заключен договор аренды недвижимого имущества, в число которого вошли котельная, расположенная по ул. Ленина, котельная по ул. Молодёжная и тепловые сети по ул. Молодежная, ул. Ленина, ул. Энтузиастов, ул. Чапаева в р.п. им. В.И. Ленина. Срок действия указанного договора истек 1 августа 2012 года.

Несмотря на это, на день рассмотрения дела в суде никаких действий по заключению новых договоров аренды Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» не предпринято. Указанное обстоятельство ведет к срыву подготовки и проведению отопительного сезона 2012-2013 годов в р.п. им. В.И. Ленина.

При этом суд считает несостоятельными доводы представителей КУМИЗО и администрации МО «Ленинское городское поселение» в части того, что договор аренды недвижимого имущества № 207 от 1 января 2008 года не прекратил своего действия, поскольку ООО «Коммунальная служба» не предупредила о предстоящем расторжении договора за 1 месяц, как предусмотрено п. 5.5.

В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Договор аренды от 01 января 2008 года № 207 в редакции дополнительного соглашения от 01 сентября 2011 №5 был заключен на срок до 01 августа 2012 года.

Как установлено судом, ООО «Коммунальная служба» 24 июля 2012 года направило в КУМИЗО уведомление об истечении срока действия договора аренды.

В указанном письме содержалось предложение об изменении условий договора (исключение из договора части объектов недвижимости). Следовательно, у арендатора по истечении срока действия договора отсутствовало намерение воспользоваться преимущественным правом на продление срока действия договора в том же виде. Однако до настоящего времени ответ на предложение об изменении условий договора из КУМИЗО в адрес ООО «Коммунальная служба» не поступил. Представители КУМИЗО в суде заявили об отсутствии намерения изменить условия договора аренды.

Поскольку изменение условий договора допускается только по соглашению сторон, а такого соглашения сторонами достигнуто не было, суд полагает, что договорные отношения между ООО Коммунальная служба» и КУМИЗО были прекращены 1 августа 2012 года.

Суд полагает, что нарушение ООО «Коммунальная служба» установленного договором месячного срока для направления отказа от продления договорных отношений не может являться основанием для того, чтобы считать договорные отношения продленными. Хотя помещения котельных и тепловые сети не переданы арендодателю, но причиной этого является, по мнению суда, желание арендодателя навязать арендатору продление договорных отношений. Об этом свидетельствует позиция представителей КУМИЗО в суде и отсутствие ответов КУМИЗО на письма ООО «Коммунальная служба» № 134 от 29 августа 2012 года в адрес председателя КУМИЗО и № 136 от 29 августа 2012 в адрес главы администрации МО «Ленинское городское поселение» с просьбой направить представителя для составления акта инвентаризации и акта-приема передачи котельного оборудования.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия ООО «Коммунальная служба», выразившегося в отсутствии организации надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, в том числе по непринятию мер по формированию необходимых запасов основного и резервного топлива для функционирования квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области и для возложения на указанного ответчика обязанности в ходе проведения отопительного сезона 2012-2013 годов обеспечить наличие необходимых запасов основного и резервного топлива на квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области для нормального их функционирования не имеется. Поэтому в указанной части иск удовлетворению не подлежит.

В то же время, несмотря на истечение срока действия договора аренды недвижимого имущества, Комитетом по управлению имуществом МО «Барышский район» не предприняты меры по заключению нового договора, конкурс (аукцион) на право аренды объектов ЖКХ в р.п. им. В.И. Ленина в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» не проводился. Все это привело к тому, что подготовка к отопительному сезону в указанном поселении не произведена, топливо не закуплено. Готовность котельных и тепловых сетей к отопительному сезону не подтверждена.

Изложенное позволяет суду признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему распоряжению объектами ЖКХ, расположенными на территории МО «Ленинское городское поселение», приведшим к срыву подготовки к отопительному сезону 2012-2013 годов.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определяет: к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 2.6.1Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27сентября 2003 года № 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.


Пункт 2.6.2. тех же Правил предусматривает, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит в числе прочего устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (п. 2.6.3.).

В соответствии с п. 2.6.10. Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.

Согласно п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Барышского района была проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в р.п. им. Ленина, в результате которой установлено, что отопление указанного рабочего поселка осуществляется посредством двух котельных: котельная № 1 «Бурвышка», расположена в р.п. им. В.И. Ленина, ул. Ленина (отапливает 12 жилых домов, 113 квартир); котельная № 2 «Ипподром» по адресу р.п. им. В.И, Ленина, ул. Молодёжная (отапливает 17 домов 352 квартиры) и тепловых сетей по ул. Молодежная, ул. Ленина, ул. Энтузиастов, ул. Чапаева.

Для прохождения отопительного сезона согласно сведениям, представленным ООО «Коммунальная служба» необходим запас топлива в размере 3200 тонн. В ходе подготовки к отопительному сезону должен быть обеспечен запас топлива в количестве 2240 тонн (70% от 3200 т.) Между тем, закупка топлива на отопительный сезон 2012-2013 годов не произведена. Имеющийся с слов представителей администрации МО «Ленинское городское поселение» и ООО «Коммунальная служба» запас (514 т.) угля явно недостаточен для организации надлежащего отопления жителей поселка.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в муниципальном образовании «Ленинское городское поселение» отсутствует организация надежного теплоснабжения потребителей на территории поселка и не приняты меры по формированию необходимых запасов основного и резервного топлива для функционирования квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области.

Приведенные выше обстоятельства дают суду основание для признания бездействия администрации МО «Ленинское городское поселение» в указанной части незаконным и для возложения на администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» обязанности в ходе проведения отопительного сезона 2012-2013 годов обеспечить наличие необходимых запасов основного и резервного топлива на квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области для нормального их функционирования.

Доводы представителей администрации МО «Ленинское городское поселение» об отсутствии достаточных средств для проведения указанных мероприятий, не являются основанием освобождающим от исполнения возложенной законом обязанности по организации теплоснабжения на территории поселения в установленные законом сроки.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора Барышского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему распоряжению объектами ЖКХ, расположенными на территории МО «Ленинское городское поселение», приведшим к срыву подготовки к отопительному сезону 2012-2013 годов.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение», выразившееся в отсутствии организации надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, в том числе непринятии мер по формированию необходимых запасов основного и резервного топлива для функционирования квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» в ходе проведения отопительного сезона 2012-2013 годов обеспечить наличие необходимых запасов основного и резервного топлива на квартальных котельных в р.п. им. В.И. Ленина Барышского района Ульяновской области для нормального их функционирования.

В удовлетворении иска к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.

Судья:                                                                          Е.С. Челбаева