Дело № 2-487 / 2012 год РЕШЕНИЕ 19 сентября 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И. с участием старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативных актов, регламентирующих порядок создания и использования парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, порядок содержания автомобильных дорог местного значения и порядок ремонта автомобильных дорог местного значения, УСТАНОВИЛ : Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» о признании незаконным бездействия в области соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Мотивируя свои требования, прокурор указал, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. В силу требований ст.ст. 17 и 18 данного Закона порядок содержания и порядок ремонтa автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами. Между тем, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона администрацией МО «Малохомутерское сельское поселение», которая в силу требований ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок ( парковочных мест ), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивных и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Несмотря на то, что в целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района 19.04.2012 г. на имя Главы администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» было внесено представление, в котором указывалось на необходимость регламентации указанных правоотношений, администрацией поселения до настоящего времени соответствующие муниципальные правовые акты не приняты. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ввиду процессов рождаемости, смертности, миграции населения определить четкий круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в данной сфере невозможно. Таким образом, свое вмешательство в указанную сферу правоотношений прокуратура района считает законным и обоснованным. На основании изложенного прокурор просит незаконным бездействие администрации МО «Малохомутерское сельское поселение», выразившееся в непринятии нормативных актов, регламентирующих порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, порядок содержания автомобильных дорог местного значения и порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В., поддержав заявленный иск, привел аналогичные доводы. Представитель администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представлено. Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В., суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, относятся к собственности поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог ( ст. 6 п. 8 ). Согласно подпунктам 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 9 статьи 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований ( ст. 6 закона ). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке ( ст. 21 закона ). Согласно п. 11 п.п. «н» "Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению дорожного движения», на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Устава МО «Малохомутерское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения. Как следует из материалов дела, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «Малохомутерскоесельское поселение», не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, порядок содержания автомобильных дорог местного значения, а также порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. В представлении прокурора Барышского района также указано на необходимость разработать и принять нормативные акты, регламентирующие порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, порядок содержания автомобильных дорог местного значения и порядок ремонта автомобильных дорог местного значения.Однако, до настоящего времени указанные нормативные акты не разработаны, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Малохомутерское сельское поселение». . Поскольку принятие правовых актов, касающихся деятельности по организации и выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным, поскольку их принятие преследует цель эффективного использования бюджетных средств, а также обеспечения безопасности дорожного движения, суд с учетом вышеуказанных положений Закона приходит к выводу об удовлетворении иска. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Признать незаконным бездействие администрации МО «Малохомутерское сельское поселение», выразившееся в непринятии нормативных актов, регламентирующих порядок создания и использования, в том числе и на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, порядок содержания автомобильных дорог местного значения и порядок ремонта автомобильных дорог местного значения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца. Судья Е.И. Гаврилова