21 декабря 2011 года г. Барыш Ульяновской области Судья Барышского городского суда Ульяновской области Челбаева Е.С., при секретаре Шаряевой Л.О., рассмотрев жалобу юридического лица - Муниципального учреждения здравоохранения «Барышская центральная районная больница» на постановление № главного специалиста - эксперта главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственной ветеринарной инспекции Департамента ветеринарии Ульяновской области Казакова С.И. от 16 ноября 2011 года, У С Т А Н О В И Л: Постановлением главного специалиста - эксперта главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственной ветеринарной инспекции Департамента ветеринарии Ульяновской области Казакова С.И. от 16 ноября 2011 года МУЗ «Барышская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 12000 руб. за то, что оно осуществило заготовку, хранение и реализацию продуктов животного происхождения (яйцо куриное 2880 шт., рыба свежемороженая в ассортименте 407 кг., мясо цыплят бройлеров 74,5 кг., колбасные изделия в ассортименте 82,78 кг.) без прохождения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающей качество и безопасность продукции, без ветеринарной сопроводительной документации, что является нарушением ст. ст. 15,21 ФЗ-4979-4 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» и Приказа МЗС № 422 от 16 ноября 2006 года «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (п. 3.5). На указанное постановление, не вступившее в законную силу, в Барышский городской суд МУЗ «Барышская ЦРБ» принесло жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указало на, что в вину МУЗ «Барышская ЦРБ» вменено осуществление заготовки, хранения, реализации продукции животного происхождения без прохождения государственной ветеринарной санитарной экспертизы. Однако МУЗ «Барышская ЦРБ» не может являться субъектом данного правонарушения и соответственного нести ответственность за вмененное в вину учреждению правонарушение. Согласно статьи 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. В связи с этим, владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Из приведенной нормы видно, что владельцы и производителиживотноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В случае нарушения закона, именно они должны нести установленную ст. 10.8 КоАП РФ ответственность, а не МУЗ «Барышская ЦРБ». МУЗ «Барышская ЦРБ» является учреждением здравоохранения, а не учреждением, осуществляющей перевозку и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В протоколе об административном правонарушении указано, что МУЗ «Барышская ЦРБ» нарушила Приказ Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», а именно п.3.5. который гласит, что груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 3.4, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. Данное нарушение к МУЗ «Барышская ЦРБ» не относится в связи с чем учреждение не может нести ответственность. Согласно Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 N 422, при реализации продукции животноводства именно продавец должен иметь ветеринарное регистрационное удостоверение и ветеринарные сопроводительные документы, а не МУЗ «Барышская ЦРБ», как покупатель. В судебном заседании представитель МУЗ «Барышская ЦРБ» Кулишова Н.Е. жалобу поддержала и привела доводы, аналогичные изложенным в жалобе. Дополнила, что считает нарушением права МУЗ «Барышская «ЦРБ» на защиту составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления в один день. Кроме этого, просит учесть, что учреждением договоры поставки продуктов питания не заключались, и приобретение продуктов осуществлялось в рамках выполнения упомянутой организацией муниципального заказа. Представитель Департамента ветеринарии Ульяновской области Казаков С.И., возражая против жалобы, пояснил, что проверка в отношении МУЗ «Барышская ЦРБ» была проведена в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок и распоряжением Департамента ветеринарии Ульяновской области от 28.10.2011 № 511. Предметом настоящей проверки явилось проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований ветеринарного законодательства. В результате проверки были выявлены нарушения ветеринарного законодательства. На продукцию, приобретенную, хранимую и реализованную учреждением, отсутствовали ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, а также продукция была без прохождения ветеринарно-санитарной экспертизы. В соответствии со статьёй 15 закона Российской Федерации от 14.05.1993 Представители Департамента ветеринарии Ульяновской области Самсонова Н.И. и Портнов А.В. дали аналогичные пояснения. Кроме этого, дополнили, что МУЗ «Барышская ЦРБ», реализуя продукты животного происхождения в пищу больным, обязано подтвердить их безопасность для людей. Полагают, что рассмотрение данной жалобы подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции. Проверив представленный административный материал, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оснований для удовлетворения жалобы суд не находит. В соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ст. 10.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 4979-1 «О ветеринарии» от 14.05.1993 г., ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения в области ветеринарии, в том числе в целях выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Статья 15 Закона РФ "О ветеринарии" предусматривает, что продукты животноводства должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. В силу статьи 21 указанного Закона запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов утверждены приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. N 422. Названные Правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок. Согласно пунктам 1.2, 1.3 названных выше Правил ветеринарные сопроводительные документы, в том числе справка формы N 4, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды продукции животного происхождения, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. Груз без ветеринарных сопроводительных документов приему для переработки и реализации не подлежит (п. 3.5 данных Правил). Из материалов дела об административном правонарушении следует, что МУЗ «Барышская ЦРБ», являясь учреждением здравоохранения, которое в силу своей деятельности занимается переработкой и реализаций продукции животного происхождения в силу приведенных выше норм закона обязано осуществлять контроль за качеством доставляемых продуктов, соблюдением правил их хранения и реализации. С целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства проверки соблюдения законодательства в области ветеринарии сотрудниками Департамента ветеринарии Ульяновской области 11 ноября 2011 года была проведена плановая проверка МУЗ «Барышская ЦРБ», расположенного по адресу <адрес>. В ходе данной проверки было установлено, что МУЗ «Барышская ЦРБ» осуществило заготовку, хранение и реализацию продуктов животного происхождения ((яйцо куриное 2880 шт., рыба свежемороженая в ассортименте 407 кг., мясо цыплят бройлеров 74,5 кг., колбасные изделия в ассортименте 82,78 кг.) без прохождения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающей качество и безопасность продукции, без ветеринарной сопроводительной документации. Указанные обстоятельства являются нарушением ст. 15 Закона РФ "О ветеринарии", п. 1.3 (приложения N N 1 - 3, 4, 19), п. 3.5 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Установленные по делу обстоятельства и виновность МУЗ «Барышская ЦРБ» в допущенных нарушениях подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, оснований не доверять которым не имеется. С учетом конкретных обстоятельств дела и собранных по делу доказательств в их совокупности главный специалист - эксперт главный государственный ветеринарный инспектор отдела государственной ветеринарной инспекции Департамента ветеринарии Ульяновской области Казаков С.И. правильно пришел к выводу о том, что в действиях МУЗ «Барышская ЦРБ», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ. Доводы жалобы относительно отсутствия в действиях МУЗ «Барышская ЦРБ» состава административного правонарушения, поскольку указанное лечебное учреждение не является субъектом данного вида правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку хранение, переработка и реализация конечному потребителю продуктов животноводства (стационарным больным) должна осуществляться при наличии ветеринарных сопроводительных документов. Суд считает несостоятельными доводы представителей Департамента ветеринарии Ульяновской области о том, что рассмотрение данной жалобы подведомственно арбитражному суду, поскольку возникшие правоотношения не носят экономический характер. Нарушения, выявленные со стороны МУЗ «Барышская ЦРБ», не связаны с извлечением прибыли. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л: Жалобу Муниципального учреждения здравоохранения «Барышская центральная районная больница» на № главного специалиста - эксперта главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственной ветеринарной инспекции Департамента ветеринарии Ульяновской области Казакова С.И. от 16 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.8 КоАП РФ оставить без удовлетворения, а постановление без изменения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.
№ 4979-1 «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам
ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 1.11.2006 № 422 предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. В соответствии с пунктом 1.1 Правил они являются обязательными для исполнения юридическими лицами любой организационно-правовой формы занятыми заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения. Партии грузов, перечисленных в Правилах должны сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами. В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 года № 1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» продукция, которая не соответствует требованиям нормативных документов, не имеет удостоверения качества и безопасности, документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов признаётся некачественной и опасной. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается. Поскольку МУЗ «Барышская ЦРБ» осуществляло заготовку и хранение продуктов животноводства и не представило доказательств, что данная продукция подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе, а также не представило документов, подтверждающих качество и безопасность в отношении учреждения был составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности за совершённое административное правонарушение, предусмотренное статьёй 10.8 КоАП РФ и вынесено постановление.