РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 августа 2010 года г. Барыш Ульяновской области
Судья Барышского городского суда Ульяновской области Челбаева Е.С.,
с участием заместителя прокурора Барышского района Колпикова И.В.
при секретаре Вдовиной Е.Ю.,
рассмотрев в жалобу Кирилиной Лилии Юрьевны, Дата обезличена года рождения,
уроженки пос. ... ..., гражданки РФ, русской, с высшим образованием, работающей главным врачом МУЗ «Барышская ЦРБ», проживающей по адресу ..., ..., ..., ..., ..., ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
на постановление № 90 от 7 июня 2010 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Юдиным П.Г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 90 от 7 июня 2010 года, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Кирилина Л.Ю. привлечена к административной ответственности по части 1 ст. 7.29 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУЗ «Барышская ЦРБ», а именно принятие решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Кирилина Л.Ю. принесла на него жалобу, в которой указала, что в её действиях отсутствует состав вменяемого ей в вину административного правонарушения. Рассмотрение дела заместителем руководителя УФАС свелось к констатации постановления заместителя прокурора И.В. Колпикова о возбуждении в отношении неё производства об административном правонарушении без учета главного принципа презумпции невиновности, отраженного в ст. 1.5 КоАП РФ.
Полагает, что может быть привлечена к административной ответственности лишь при условии совершения административного правонарушения за несоблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при доказанности вины в совершении данного правонарушения.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Между тем, Кирилина Л.Ю. полагает, что поскольку никакая проверка в МУЗ «Барышская ЦРБ» в порядке соблюдения Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не проводилась, то соответственно не были и не могли быть представлены в УФАС доказательства её вины.
В отношении неё прокурором было составлено три постановления о возбуждении производства об административном правонарушении. Все три постановления были заготовлены заранее и предъявлены ей после окончания рабочего дня одновременно, без учета её объяснений и возражений. Акт проверки, протокол осмотра документов ей не предъявляли. В связи с этим она была лишена возможности дать полноценное объяснение. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о предвзятости и преднамеренном обвинении её в совершении административного правонарушения.
Заместитель прокурора И.В. Колпиков и зам. руководителя УФАС не проверили её доводы в части получения необходимого физраствора путем размещения заказа у единственного поставщика в связи с необходимостью срочного медицинского вмешательства, что предусмотрено п. 6 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Между тем, необходимость оказания срочной медицинской помощи подтверждается представленными в УФАС документами. При этом МУЗ «Барышская ЦРБ», как заказчик, в трехдневный срок со дня заключения контракта уведомило орган местного самоуправления - Администрацию МО «Барышский район» о заключении контракта.
Кроме того, прокурором при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а затем и должностным лицом УФАС при вынесении постановления об административном правонарушении не было учтено, что медицинский раствор натрия хлорид подразделяется по объему на флаконы по 200 мл. и 400 мл. в связи с разным функциональным назначением препарата. Применение данного препарата в зависимости от объема осуществляется к различным категориям больных: детям, лицам по возрастному цензу и пр., в зависимости от вида заболевания, а также сферы применения лекарства.
Все эти обстоятельства свидетельствуют о правомерности и законности действий при осуществлении закупок натрия хлорида, и подтверждают доводы о нуждаемости МУЗ «Барышская ЦРБ» в значительном количестве данного препарата ежедневно с учетом возрастающего количества поступающих больных в Барышскую центральную районную больницу и имевших место эпидемий, чрезвычайных ситуаций, требующих срочного медицинского вмешательства.
В октябре 2009 года возникла необходимость срочного медицинского вмешательства с использованием натрия хлорида, поскольку в Барышском районе возникла сложная эпидемиологическая обстановка, выразившаяся во вспышке инфекционных заболеваний, что подтверждается имеющимися документами.
Полагает, что административное производство подлежит прекращению за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Для рассмотрения жалобы Кирилина Л.Ю. не явилась, о дне слушания дела извещена. В объяснениях, данных при рассмотрении дела 15 и 28 июля 2010 года, Кирилина Л.Ю. поддержала жалобу и привела изложенные в ней доводы.
Защитник Кирилиной Л.Ю. - Кулишова Н.Е., действующая на основании доверенности, в суде поддержала требование Кирилиной Л.Ю. об отмене постановления УФАС и привела доводы аналогичные изложенным в жалобе. При этом она настаивала на том, что медицинский раствор натрия хлорида во флаконах по 200 мл. и 400 мл. является разным по своему функциональному назначению. В зависимости от объема указанный препарат назначается больным разной возрастной группы, с разными заболеваниями. Этот препарат в зависимости об объема используется как самостоятельное лекарственное средство и в качестве растворителя других лекарственных препаратов. Раствор натрия хлорида во флаконах по 200 мл. и 400 мл. не является однородным и взаимозаменяемым, поэтому нельзя при определении суммы закупок расценивать его как один и тот же препарат. Кроме этого в октябре 2009 года наблюдался рост инфекционных заболеваний, именно это обстоятельство повлекло необходимость дополнительной закупки раствора хлорида натрия.
Представитель УФАС в судебное заседание также не явился, о причинах неявки не сообщил, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Проверив представленные доказательства, выслушав доводы защитника Кирилиной Л.Ю., заключение помощника прокурора, судья не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ, образует принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
Из материалов дела усматривается, что 01.10.2009 г. МУЗ «Барышская ЦРБ» в лице главного врача Кирилиной Л.Ю. заключило с МАП «Аптека № 43» договор поставки № 250/2009. Согласно спецификации к указанному договору МАП «Аптека №43» должна была поставить раствор натрия хлорида (0,9% - 400,0 стер, в/в) на сумму 17880,00 руб. Кроме этого, в тот же день МУЗ «Барышская ЦРБ» в лице главного врача Кирилиной Л.Ю. заключило договор поставки № 251/2009. Согласно спецификации к указанному договору МАП «Аптека № 43» должно было поставить раствор натрия хлорида (0,9% - 200,0 стер, в/в) на сумму 99953,85 руб. Таким образом, в 4 квартале 2009 г. муниципальным учреждением здравоохранения «Барышская ЦРБ» в лице главного врача Кирилиной Л.Ю. были заключены договоры на поставку одноименных товаров на общую сумму 117 833,85 руб.
Между тем, согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у единственного поставщика размещаются заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 г. № 1843-У предусмотрено, что расчет наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ИП), между ИП, связанные с осуществлением и предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000,00 руб.
Согласно п. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное право вое регулирование в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 19 ст. 65 Закона о размещении заказов до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 3.5.4 Устава МУЗ «Барышская ЦРБ» (утв. Постановлением Главы администрации МО «город Барыш» № 233 от 29 мая 2006 г.) главный врач несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за деятельность МУЗ «Барышская ЦРБ».
Согласно распоряжению Председателя комитета по управлению имуществом города Барыша от 10.01.2006 г. № 1-Р Кирилина Л.Ю. принята на должность главного врача МУЗ Барышская ЦРБ».
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что в действиях главного врача МУЗ «Барышская ЦРБ» Кирилиной Л.Ю. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
В соответствии с п. 19 ст. 65 Закона о размещении заказов товары аналогичные по техническим и функциональным характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми, признаются одноименными. Вместе с тем, предметом поставки по рассматриваемым договорам является раствор натрия хлорида и, следовательно, в действиях лица заключившего указанные договоры имеется нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.
Суд не может принять во внимание довод Кирилиной Л.Ю. о том, что натрий хлорид 0,9%, упакованный в разную тару (флаконы по 200 мл. и 400 мл.) не является однородным и взаимозаменяемым, поэтому нельзя при определении суммы закупок расценивать его как один и тот же препарат. Напротив, указанный препарат (как следует из его наименования) по своему химическому составу является одним и тем же. Доказательств обратного, а также того, что вместо 400 мл. флакона нельзя использовать два флакона по 200 мл. и наоборот суду не представлено.
Обсуждая вопрос о необходимости дополнительного приобретения натрия хлорида 0,9% в октябре 2009 года в связи со срочным медицинским вмешательством суд приходит к выводу об отсутствии необходимости такого вмешательства на момент закупки 600 флаконов натрия хлорида 0,9% (400 мл.).
Согласно статье 37.1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Исходя из изложенного при возникновении необходимости в срочном медицинского вмешательстве гражданам оказывается скорая медицинская помощь.
Из представленных суду требований на медикаменты в аптеку №43 (с которой был заключен договор поставки) за 4 квартал 2009 года следует, что натрий хлорид 0,9% (200 мл. и 400 мл.) заказывался отделениями МУЗ «Барышская ЦРБ» равномерно в течение всего квартала. При этом натрий хлорид, упакованный во флаконы емкостью 400 мл. заказывался в основном гинекологическим и родильным отделениями. Из этого следует, что срочного медицинского вмешательства с использованием натрия хлорида 0,9% (400 мл.) не имелось. Следовательно, не имелось оснований для решения заседания экстренной комиссии от 19 октября 2009 года об экстренной закупке 600 флаконов натрия хлорида 0,9% (400 мл.).
К тому же, протокол заседания экстренной комиссии от 19.10.2009 г., представленный в подтверждение необходимости срочной закупки раствора натрия хлорида в связи с эпидемией гриппа, вызывает сомнение в связи с тем, что договор поставки № 250/2009 от 01.10.2009 г. и договор поставки № 251/2009 г. от 01.10.2009 г. были заключены до принятия решения об экстренной закупке раствора натрия хлорида.
Договор поставки натрия хлорида 0,9% (400 мл.) имеет порядковый номер 250/2009, тогда как договор поставки натрия хлорида 0,9% (200 мл.) имеет порядковый номер 251/2009 г., что свидетельствует о том, что вопрос о закупке натрия хлорида 0,9% (400 мл.) был решен не позже чем натрия хлорида 0,9% (200 мл.).
Свидетель П.А.Н., работающая заведующей МУЗ «Аптека №43», в суде показала, что все договора поставки лекарственных средств подписываются в тот день, когда они заключаются. Редко на следующий день или через день. К моменту подписания договоров объемы поставок уже оговорены. Полагает, что на 1 октября 2009 года уже было известно, какое количество натрия хлорида (флаконы по 200 мл. и 400 мл.) заказала МУЗ «Барышская ЦРБ».
Представленные Кирилиной Л.Ю. документы подтверждают некоторое увеличение больных в четвертом квартале 2009 года по сравнению с 4 кварталом 2008 года, однако это увеличение не является безусловным свидетельством возникновения такой эпидемиологической обстановки, при которой необходимо срочное медицинское вмешательство с применением натрия хлорида 0,9% (400 мл.) в объеме 600 флаконов.
Иные доводы Кирилиной Л.Ю. являлись предметом обсуждения заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Юдина П.Г. при вынесении постановления по делу об административном правонарушении №90 от 07.06.2010. Указанным доводам в постановлении УФАС была дана надлежащая оценка.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Кирилиной Лилии Юрьевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 90 от 7 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.
На решение может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней со дня вручения копии настоящего решения.
Судья: Е.С. Челбаева