г. Барыш Ульяновской области 1 июня 2011 года Барышский городской суд Ульяновской области в составе: председательствующего - судьи Старостина Д.С., с участием старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В., при секретаре Вдовиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища № * (ОГОУ СПО ПУ № *) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № * (ОГОУ СПО ПУ № *) виновно в нарушении требований пожарной безопасности. * мая 2011 г. в 10 часов 00 минут в ходе проведения внепланового мероприятия с целью надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов, используемых в качестве общежитий, были выявлены нарушения Областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональное училище № * в здании общежития, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. ****, * требований пожарной безопасности, установленных нормами и правилами, а именно: - в здании общежития функциональной пожарной опасности Ф-1.2 в жилых помещениях для отделки стен, покрытия пола применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4, в лестничной клетке применены отделочные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, на первом и втором этажах в общих коридорах (пути эвакуации) для покрытия пола применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4, техническая документация, содержащая информацию о пожарной опасности данных материалов по горючести, распространению пламени, воспламеняемости, дымообразующей способности, токсичности не представлена (пункты 1-5 протокола об административном правонарушении); - в здании общежития на втором этаже двери эвакуационного выхода открываются не по ходу эвакуации из здания (пункт 6 протокола об административном правонарушении); - на первом и втором этаже ширина общих коридоров пути эвакуации составляет менее 1,2 метра, фактически составляет 1 метр, ширина лестничных маршей в лестничной клетке менее 1,2, фактически составляет 1,10 метра, на втором этаже ширина эвакуационного выхода на наружную пожарную лестницу менее требуемых 0,8 метра, фактически составляет 0,75 метра (пункты 7-10 протокола об административном правонарушении); - обслуживающий персонал (вахтер) не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, срок годности представленного комплекта истек в 2010 году (пункт 11 протокола об административном правонарушении); - исполняющая обязанности коменданта Ю*Г.В. (прачка) допущена к работе в должности коменданта без проведения вводного противопожарного инструктажа на новом рабочем месте (пункт 12 протокола об административном правонарушении); - не организовано проведение обучения по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, работников, осуществляющих круглосуточную охрану (пункт 14 протокола об административном правонарушении); - в здании общежития жилые помещения не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми извещателями (пункт 15 протокола об административном правонарушении). Таким образом, Областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональное училище № * (ОГОУ СПО ПУ № *) нарушены требования частей 1, 6, 12 ст. 134 Федерального Закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (таблица 28), пунктов 3, 52, 129 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 г. № 313, пунктов 16, 39 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, пунктов 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». В судебном заседании представитель ОГОУ СПО ПУ № 12 Дементьев А.Н. с протоколом об административном правонарушении согласился частично, пояснив, что, действительно, на момент проверки имели место ряд нарушений норм противопожарной безопасности в здании общежития, которые перечислены в пунктах 1-12, 14-15 протокола об административном правонарушении. Не согласен с пунктом 13 протокола об административном правонарушении в части того, что контур молниезащиты подключен к контуру заземления здания, поскольку действующие правила допускают наличие общих устройств заземления и молниезащиты. Также дополнил, что в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, выделены соответствующие денежные средства, заключен договор с подрядной организацией, проводятся подготовительные действия к ремонту. В летний период в общежитии также будут проживать дети-сироты, возможности для размещения которых в ином здании не имеется. Изучив представленный материал, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заключение прокурора, суд приходит к следующему. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ОГОУ СПО ПУ № * к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ явился акт № 33 проверки от * мая 2011 г., в котором зафиксированы нарушения противопожарной безопасности, аналогичные содержащимся в протоколе об административном правонарушении. Главный государственный инспектор Барышского района по пожарному надзору О*А.В. в судебном заседании пояснил, что в связи с поручением заместителя Председателя Правительства РФ от 29.11.2010 г. № ИШ-П4-8134, а также соответствующим распоряжением главного государственного инспектора Барышского района по пожарному надзору № 33 от 29 апреля 2011 г., проводилась внеплановая проверка общежития ОГОУ СПО ПУ № *. В результате проверки был выявлен ряд нарушений норм противопожарной безопасности, которые подробно были отражены в акте проверки, протоколе об административном правонарушении. В 2010 г. юридическим лицом была подана декларация пожарной безопасности, согласно которой оно обязалось соблюдать действующее законодательство в области пожарной безопасности, несмотря на то, что здание общежития, являющееся кирпичным, имеющее железобетонные перекрытия, построено в 70-х годах 20 века. Полагает также обоснованным вмененное нарушение в части подключения контура молниезащиты к контуру заземления здания. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2009 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон), мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В соответствии со ст. 10 Закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 16 Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Внеплановая проверка юридического лица проведена на основании распоряжения № 33 от 29 апреля 2011 г. начальника ОГПН по Барышскому району - главного государственного инспектора Барышского района по пожарному надзору, и не выходит за рамки полномочий должностного лица, проводившего проверку. Основанием вынесения данного распоряжения стало поручение первого заместителя Председателя Правительства РФ от 29.11.2010 г. № ИШ-П4-8134. На основании вышеизложенного суд полагает, что внеплановая проверка ОГОУ СПО ПУ № * проведена отделением Государственного пожарного надзора по Барышскому району в пределах его компетенции и в полном соответствии с требованиями Закона, касающихся оснований для проведения внеплановой проверки, ее пределов, и не нарушает права и законные интересы указанного лица. Представленный в материалах дела акт проверки в целом составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данный акт свидетельствует о нарушении ОГОУ СПО ПУ № * вышеперечисленных требований норм и правил пожарной безопасности, с учетом также того, что юридическим лицом ранее была подана декларация пожарной безопасности от 13 апреля 2010 г., согласно которой юридическое лицо обязалось соблюдать технический регламент о требованиях пожарной безопасности, а также иные нормы и правила в данной области. Вместе с тем суд исключает из административного протокола вмененное ОГОУ СПО ПУ № * нарушение, указанное в пункте 13 (контур молниезащиты подключен к контуру заземления здания), чем, по мнению должностного лица, составившего протокол, были нарушены пункт 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС от 18.06.2003 г. № 313, пункт 1.7.131 Правил устройства электроустановок. При этом суд исходит из того, что пункт 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации не содержит запрета совмещения контуров молниезащиты и заземления здания общежития, а вмененный пункт 1.7.131 Правил устройства электроустановок регулирует совмещение защитных и рабочих проводников по их поперечным сечениям, тогда как пункт 1.7.55 Правил устройства электроустановок предусматривает, что заземляющие устройства защитного заземления электроустановок зданий и сооружений и молниезащиты этих зданий и сооружений, как правило, должны быть общими. Таким образом, доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в части отсутствия нарушения в данной части не опровергнуты в судебном заседании объективными доказательствами. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОГОУ СПО ПУ № * совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Смягчающими административную ответственность обстоятельствами суд признает то, что ранее ОГОУ СПО ПУ № * к административной ответственности не привлекалось, в настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений, что существенно снижает степень общественной опасности совершенного правонарушения. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется. С учетом имеющихся смягчающих наказание обстоятельств, характера выявленных нарушений, в целом являющихся устранимыми, суд приходит к выводу о том, что ОГОУ СПО ПУ № * следует назначить наказание в виде штрафа. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л : Признать Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № * (ОГОУ СПО ПУ № *) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (Десяти тысяч) рублей. Получатель штрафа - УФК по Ульяновской области (Главное управление Минстерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области), ИНН 7325050261, КПП 732501001, код ОКАТО 73401000000, номер счета получателя 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, БИК 047308001, код бюджетной классификации 17711627000010000140. Неуплата штрафа в 30 - дневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечёт административную ответственность в соответствии с частью первой статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Д.С. Старостин