решение о привлечении к административной ответствености по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ



Дело № 5-25/ 2012 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 августа 2012 года                                      г. Барыш Ульяновской области

Судья Барышского городского суда Ульяновской области Челбаева Е.С.

с участием помощника прокурора Барышского района Абдюшева И.Р.,

защитника Чураковой Н.В., представившей ордер № 519 от 22 августа 2012 года,

при секретаре Лапиной Ю.Ш.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Абрамова М.Н.

<данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Абрамов М.Н., осуществляя деятельность в торговой точке по оказанию услуг «Шиномонтаж» в г. Барыше, ул. Гоголя, д. 117, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований экологического законодательства. А именно, в результате проверки, проведенной прокуратурой Барышского района 16 июля 2012 года, установлено, что в указанной торговой точке отсутствует документ, подтверждающий класс опасности для окружающей среды отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности; отсутствует паспорт отходов I - IV класса опасности, образующихся в процессе хозяйственной деятельности; у работника О*С (слесаря-монтажника приборного оборудования), осуществляющего деятельность по шиномонтажу, отсутствует профессиональная подготовка, т.е. свидетельство на право работы с отходами I - IV класса опасности. Кроме этого, ИП Абрамовым М.Н. не ведется первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, о чем свидетельствует отсутствие документов учета образования и движения отходов.

При рассмотрении материала ИП Абрамов М.Н. вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что свидетельство о классе опасности для окружающей среды отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, паспорт отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, а также журнал учета образования и движения отходов у него действительно отсутствуют. Это связано с тем, что в принадлежащей ему торговой точке по оказанию услуг «Шиномонтаж» никакие опасные отходы не образуются. Отработанные покрышки, оставшиеся после клиентов в результате замены их на новые, он реализует, а не утилизирует. Складирование и хранение отработанных покрышек не производит, поскольку их реализация из-за повышенного спроса производится практически незамедлительно. Соответственно, полагает, что работнику, непосрественно осуществляющему работы по шиномонтажу, не требуется свидетельство на право работы с отходами I - IV класса опасности, как указывает прокурор. Из-за отсутствия отходов отсутствует необходимость ведения журнала учета образования и движения отходов. Учет реализуемых отработанных покрышек, по его мнению, производиться не должен. Кроме этого, считает необходимым производство по делу прекратить, поскольку постановлением № 589-КЗ Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области в Кузоватовском районе от 1 августа 2012 года он уже привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушения, также выявленные при проверке жалобы соседки Г*Т.П Полагает, что дважды за одно и то же правонарушение привлечен быть не может.

Защитник Чуракова Н.В., возражая против привлечения Абрамова М.Н. к административной ответственности, привела аналогичные доводы. Кроме этого, она полагает, что прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не конкретизировано обвинение по ст. 8.2 КоАП РФ, не указано, какая деятельность Абрамова М.Н. связана с образование отходов, не доказан сам факт образования отходов.

Проверив представленный материал, выслушав объяснения ИП Абрамова М.Н., его защитника, заключение прокурора, просившего привлечь Абрамова М.Н. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (за исключением отсутствия контейнера для временного накопления отработанной ветоши), и определить ему меру наказания в виде административного приостановления деятельности, судья приходит к выводу о том, что вина ИП Абрамова М.Н. в совершении вышеуказанного правонарушения нашла свое подтверждение.

Так, из акта проверки от 16 июля 2012 года, проведенной помощником прокурора Барышского района Абдюшевым И.Р., следует, что ИП Абрамов М.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг в автомастерской «Шиномонтаж», расположенной по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Гоголя, д. 117. При этом установлено, что на указанном объекте отсутствует документ, подтверждающий класс опасности для окружающей среды, образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов; отсутствует паспорт отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности; у работника О*С (слесаря-монтажника приборного оборудования), осуществляющего трудовую деятельность в автомастерской, отсутствует профессиональная подготовка, т.е. свидетельство на право работы с отходами I - IV класса опасности. Кроме этого, ИП Абрамовым М.Н. не ведется первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, о чем свидетельствует отсутствие документов учета образования и движения отходов. Из фототаблицы к акту проверки усматривается наличие в помещении «Шиномонтажа» покрышек, которые, как следует из объяснения ИП Абрамова М.Н., являются отработанными.

Постановлением заместителя прокурора Барышского района от 16 июля 2012 года в связи с выявленными нарушениями по ст. 8.2 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИП Абрамова М.Н.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административную ответственность влечет несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.08.1998 года № 89-ФЗ дается формулировка используемых в законе следующих основных понятий:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно части 2 ст. 14 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ).

Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. № 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4(п. 2).

Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).

Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

При этом в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» покрышки отработанные (в том числе с тканевым и металлическим кордом) относятся к IV классу опасности.

Согласно ст. 15 того же Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Анализ представленных материалов показывает, что индивидуальным предпринимателем Абрамовым М.Н. не проводились расчеты или эксперименты по отнесению отходов к классам опасности, и, соответственно, паспорт отходов у него отсутствует. Работник, допущенный ИП Абрамовым М.Н. к работе с отходами, образующимися в результате шиномонтажа (отработанные покрышки), соответствующего свидетельства (сертификата) не имеет. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ИП Абрамов М.Н. в установленном порядке не ведет. Указанные обстоятельства являются нарушением приведенных выше норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также иных нормативных правовых актов и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения индивидуальным предпринимателем Абрамовым М.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются его объяснениями от 16 июля 2012 года, а также объяснениями, данными в суде, актом прокурорской проверки от 16 июля 2012 года с приложенным к нему фототаблицами, другими материалами дела.

Заключение со специализированными организациями договоров на оказание услуг по выводу твердых бытовых отходов (от 2 мая 2012 года) и о передаче отходов на утилизацию (от 1 января 2011 года) не освобождает ИП Абрамова М.Н. от исполнения приведенных выше норм Закона.

Суд не может принять во внимание доводы ИП Абрамова М.Н. и его защитника об отсутствии у него отходов производства, поскольку отработанные покрышки являются предметом торговли, а других отходов он не имеет. Факт образования отходов в виде отработанных покрышек ИП Абрамов М.Н. не отрицает, а их продажа является формой распоряжения (размещения) этими отходами, что не исключает обязанность по соблюдению приведенных выше норм Закона. К тому же факт заключения индивидуальным предпринимателем и исполнения договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов производства свидетельствует о наличии таких отходов, класс опасности которых не определен.

Оснований для прекращения производства по делу на основании доводов ИП Абрамова М.Н. и его защитника о том, что он (Абрамов М.Н.) за совершение указанного правонарушения уже был привлечен к административной ответственности, судья не усматривает.

Как следует из постановления № 589-КЗ Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области в Кузоватовском районе от 1 августа 2012 года ИП Абрамов М.Н. хотя и привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, но указанным постановлением в вину ему вменены нарушения, отличные от нарушений указанных в настоящем постановлении.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно п.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Санкцией статьи 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности предусмотрен.

При назначении административного наказания ИП Абрамову М.Н. суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, все обстоятельства дела.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд в отношении данного субъекта правонарушения учитывает, что он имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Вместе с тем, с учетом повышенной общественной опасности содеянного, специфики деятельности, суд приходит к выводу о том, что наказание ИП Абрамову М.Н. должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности в помещении торговой точки по оказанию услуг «Шиномонтаж», расположенной по адресу г. Барыш, Ульяновской области, ул. Гоголя, д. 117 на срок десять суток.

            На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

                                                    П О С Т А Н О В И Л :

Признать индивидуального предпринимателя Абрамова М.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности в помещении торговой точки по оказанию услуг «Шиномонтаж», расположенной по адресу г. Барыш, Ульяновской области, ул. Гоголя, д. 117 на срок десять суток.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

            Судья:                                                                                             Е.С. Челбаева