ДелоНомер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2010 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда РБ Доржиева Л.Б., при секретаре С., рассмотрев материалы гражданского дела по иску М., Н., С., С., Ф., М., П., М., З., Н., Н., К., З. к Министерству образования и науки Республики Бурятия, Управлению образования администрации МО «Баргузинский район» о взыскании задолженности по выплате вознаграждений за выполнение функций классного руководителя,
У С Т А Н О В И Л :Обращаясь в суд, М., Н., С., С., Ф., М., П., М., З., Н., Н., К., З. просят взыскать с Министерства образования и науки РБ задолженность по выплате вознаграждений за выполнение функций классного руководителя за период *-* года в пользу М.- * рублей, Н. * рублей * коп, С. - * рубля * копеек, С. - * рубля * копеек, Ф.* рублей * копеек, М. * рублей, П. * рубль, М *. рублей * копеек, З. *рублей * копеек, Н. * рублей * копеек, Н. * рубля * копеек, К. * рублей * копеек, З. * рубля * копеек. А также просят обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия, Управление образования администрации МО «Б. район» производить указанным лицам начисление и выплачивать вознаграждение за выполнение функций классного руководителя с учетом районного коэффициента в размере 1,3 и соответствующей процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж.
Истцы М., Н., С., С., Ф., П., М., З., Н., Н., К., З. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, свои интересы доверяют представлять М.
Истец М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает, что им неправильно было начислено и выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя без учета районного коэффициента в размере 1,3 и процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж. Просит иск удовлетворить, взыскать недополученную ими сумму.
Ответчик - представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. В суд поступил отзыв ответчика на исковое заявление, в котором ответчик согласился с исковыми требованиями указав, что считает требования истцов обоснованными. В целях разрешения данной проблемы Правительством Республики Бурятия вынесены изменения в Постановление правительства РБ от 18 января 2008 года за №13 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в Республике Бурятия» на основании Закона РБ от 06 июля 2009 года № 963 – 1V «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ отдельными государственными полномочиями в области образования» в частности учета в сумме выплат районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Средства, предусмотренные в Республиканском бюджете на выплату вознаграждения за классное руководство увеличены с 01 января 2009 года. Проблемным моментом являются суммы задолженности за 2006-2008 годы. Выплата указанной задолженности производится в судебном порядке. Просит применить трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, поскольку истцы получая выплаты за классное руководство с * года без учета всех районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, знали (должны были знать) о нарушении своего права на выплату средств в полном объеме.
Ответчик – представитель Управления образования администрации МО «Баргузинский район» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. В суд поступил отзыв ответчика на исковое заявление, в котором ответчик согласился с исковыми требованиями, указав следующее. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года за № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ» определен порядок предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений. Изначально не было никаких рекомендаций, инструктивного письма о выплате данного вознаграждения. В марте 2006 года была разработана Методика распределения субвенций местным бюджетам на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ. Согласно указанной Методике, размер субвенций определяется из расчета 1000 рублей за классное руководство с наполняемостью 14 человек и более для сельской местности. При определении размера субвенций учитывается районный коэффициент Б. район -1,2, а также отчисления по единому социальному налогу. 18 января 2008 года Постановлением Правительства РБ №13 был утвержден порядок предоставления в 2008-2009 годах средств на выплату указанного вознаграждении, который содержит аналогичные требования. Распорядителем указанных финансовых средств является Министерство образования и науки РБ. При поступлении финансовых средств на указанные цели Управление образования администрации МО «Б. район» начнет выплату средств. Просит исковые требования удовлетворить с учетом трехлетнего срока исковой давности.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Так, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2005 года N 854. №814 от 26.12.2006 года, N 860 от 12 декабря 2007 " «О порядке предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ» определен порядок предоставления в 2006, 2007, 2008-2009 годах за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. Согласно указанным постановлениям Правительства РФ размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту РФ. определяется в пределах сумм, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. Указанными постановлениями Правительства РФ установлено, что при определении средств на выплату вознаграждения учитываются районные коэффициенты к заработной плате.
Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы. Так, согласно ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы включается помимо вознаграждения за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статья 316 ТК РФ предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Законом Республики Бурятия от 9 марта 2006г. №1525-III «О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия» установлен повышенный районный коэффициент для расчета заработной платы работников дарственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, в том числе, в Б. районе в размере 1.3.
Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст.316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Аналогичные нормы содержаться в ст. 11 Закона РФ N«4520-1 от 02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям».
Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 установлена процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных (п. 16). Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах в местностях, приравненных к районам Севера: 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.
При разрешении ходатайства ответчиков о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
Так, представитель истцов М. суду пояснила, что вознаграждение за выполнение функции классного руководителя они получают с 2006 года. Вознаграждение они получали без учета районного коэффициента и северной надбавки. Однако в связи с тем, что детей в классах у них менее 14 человек, вознаграждение было снижено пропорционально количеству детей. Суммы были разные, и им не было известно, что районный коэффициент и северную надбавку им не начисляют. Кроме того, они не знали, что на данную выплату необходимо начислять указанные надбавки. О нарушении своих прав узнали только в ноябре-декабре 2008 года. Кроме того считает, что срок исковой давности не может быть применен так как на требования о взыскании заработной платы исковая давность не распространяется.
Выслушав представителя истца, суд считает, что ходатайство стороны ответчика о применении 3-х летнего срока исковой давности подлежит удовлетворению. Исковые требования учителей А. средней общеобразовательной школы связаны с выплатой части заработной платы, соответственно их требования связаны с восстановлением трудовых прав граждан. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться за разрешение индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако, согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ответчики Министерство образование и науки РФ и Управление образование Б. района просили применить 3-х летний срок исковой давности. Таким образом, стороной в споре заявлено о применении срока давности только по требованиям учителей о выплате вознаграждения за 2006 и 4 месяца 2007 года. По остальным требованиям о применении сроков исковой давности ответчиками не заявлено.
Доводы представителя истца, что им не было известно, что районный коэффициент и северную надбавку им не начисляют, суд не может принять во внимание. Установлено, что надбавку с 2006 года истцы получали ежемесячно, по отдельной ведомости. В соответствии со ст. 136 ТК РФ получали расчетные листки о составных частях заработной платы. Таким образом им должно было быть известно о нарушении их трудовых гарантий. Таким образом, срок исковой давности пропущен истцами без уважительных причин.
Также не состоятельны доводы истцов о неприменении срока исковой давности на требования о взыскании заработной платы (в данном случае части заработной платы). В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 года «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, срок исковой давности не применяется только в случае, если заработная плата (часть заработной платы) была начислена и не выплачена работодателем. В данном случае, районный коэффициент и северные надбавки истцам с января 2006 года не начислялись. Действия работодателя по неначислению данных надбавок истцами в установленных законом срок не обжаловались.
В связи с изложенным, суд считает возможным применить срок исковой давности на требования о взыскании задолженности за 2006 года, январь, февраль, март и апрель 2007 года и взыскать задолженность по выплате вознаграждения за выполнение функций за классное руководство за период с мая 2007 года по декабрь 2008 года, согласно представленной справке бухгалтерии Управления образования Администрации МО «Б. район» о задолженности.
Учитывая, что истец З. просил взыскать задолженность по выплате вознаграждение за выполнение функций классного руководителя только за 2006 год, его исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 ПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере * рублей * копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :Исковые требования М., Н., С., С., Ф., М., П., М., Н., Н., К., З. удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Бурятия задолженность по выплате вознаграждения за выполнение функций за классное руководство за период с мая * по декабрь * года включительно в пользу
- М.-* рубль * копеек,
- Н.- * рублей * копеек,
- С.- * рублей.
- С.- * рублей * копеек,
- Ф. – * рубль * копеек,
- М.- * рублей,
- П. - * рубль,
- М. - * рублей * копеек,
- Н.- * рублей * копеек,
- Н. - * рублей * копеек,
- К.- * рублей * копеек,
- З. - * рубля * копеек
Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия, Управление образования администрации МО «Баргузинский район» производить М., Н., С., С., Ф., М., П., М., З., Н., Н., К., З. начисление и выплачивать вознаграждение за выполнение функций классного руководителя с учетом районного коэффициента в размере 1,3 и процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Бурятия государственную пошлину в размере * рублей * копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение 10 дней со дня вынесения.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Л.Б. Доржиева