ДелоНомер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
... суд ... в составе:
председательствующего: судьи ... суда РБ ФИО0,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ... к Т. о признании действий незаконными, обязании прекратить нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор ... просит признать незаконными действия Т. по осуществлению постройки капитального жилого дома размером 8х9 м, на расстоянии 18 м. от уреза воды, бетонного основания хозяйственной постройки размером 8х9 на расстоянии 8 м. от уреза воды, расположенных на земельном участке береговой полосы общего пользования оз.Байкал и надворного туалета, расположенного в водоохраной зоне оз.Байкал и на особо охраняемой природной территории – ФГУ «ЗНП», обязать Т. прекратить нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду путем освобождения земельного участка общей площадью * кв.м. от незаконных построек в границах береговой полосы общего пользования оз. Байкал в местности * Б* района за счет собственных средств, обязать ответчика восстановить положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок в границах береговой полосы оз. Байкал, и привести его в первоначальное состояние.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проверки Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ по факту осуществления гр. Т. незаконной постройки вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) в местности *, * залива озера Байкал были выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Так, ответчиком, в водоохранной зоне, вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) в местности *, * залива оз. Байкал, в границах территории ФГУ «ЗНП», самовольно, в отсутствии правоустанавливающих и разрешительных документов на земельный участок на расстоянии 8 и 16 метров от среднего многолетнего уреза воды было возведено 2 капитальных объекта размерами 8x9 метров: жилой дом и бетонное основание хозяйственной постройки, а также надворный туалет. ... самовольно занятого земельного участка береговой полосы озера Байкал составила * кв.м.
* ноября * года администрация ФГУ «ЗНП» вручила предупреждение о нарушении режима национального парка Г., осуществлявшему строительство указанных объектов по договорённости с Т. и об устранении нарушений в срок до * ноября * года. * декабря * года старшим инспектором по охране территории национального парка Д. составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ. До настоящего времени указанные незаконные строения не снесены.
Строительство объектов гр. Т. на территории ФГУ «ЗНП» произведено для целей личного использования, не связанных с функционированием национального парка, что подтверждается заявлением в природоохранную прокуратуру и.о. директора национального парка Б.
Размещение гражданином Т. капитального жилого дома и построек в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования, входящей в водоохранную зону оз. Байкал и относящуюся к центральной экологической зоне уникальной экологической системы озера Байкал, расположенную на особо охраняемой природной территории федерального значения - ФГУ «ЗНП», произведено без учета требований ст.ст. 34, 38 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 6, 65 Водного Кодекса РФ, ст.ст. 2, 5 Федерального Закона «Об охране озера Байкал»ст. 15 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территорий».
Кроме того, размещение надворного туалета гр. Т. без принятия обеспечительных мер по охране оз. Байкал от загрязнения отходами является недопустимым, поскольку в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды в границах водоохранных зон запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной государственной регистрационной службы по РБ * декабря * года, Т. * мая * г.р. приобрёл право собственности только на одноэтажный жилой дом общей площадью *,* кв. м., расположенный по адресу: РБ ..., село *. Правоустанавливающих документов на земельный участок у гр. Т. в нарушение ст. 95 Земельного Кодекса РФ не имеется.
Согласно статье 76 Земельного Кодекса РФ - юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. В силу статье 60 Земельного кодекса РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения восстановлены.
Таким образом, действия гражданина Т. по размещению капитального жилого дома и построек на земельном участке в границах 20-ти метровой береговой полосе общего пользования, в водоохраной зоне озера Байкал, расположенной в центральной экологической зоне, в границах особо охраняемой природной территории - ФГУ «ЗНП» являются незаконными, поскольку нарушают права граждан Российской Федерации, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», статьей 6 Водного Кодекса РФ на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на пользование земельным участком береговой полосы общего пользования оз. ...ю 144 квадратных метра, для целей отдыха, спортивно-оздоровительной, рекреационной деятельности, незаконно занятого гр. Т.
Кроме того, в результате незаконных действий гражданина Т. нарушены интересы Российской Федерации в лице Федерального государственного учреждения «ЗНП», в части незаконного использования особо охраняемой природной территории федерального значения для целей не связанных с хозяйственной деятельностью национального парка.
В судебном заседании помощник прокурора ... РБ ФИО1, представляя интересы Восточно –Байкальской природоохранной прокуратуры по доверенности, исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд признать действия гражданина Т. по осуществлению постройки капитального жилого дома размером 8 на 9 метров, на расстоянии 16 метров от уреза воды, бетонного основания хозяйственной постройки размером 8 на 9 метров на расстоянии 8 метров от уреза воды, расположенных на земельном участке береговой полосы общего пользования оз. Байкал и надворного туалета, расположенного в водоохраной зоне оз. Байкал и на особо охраняемой природной территории - ФГУ «ЗНП», незаконными; обязать ответчика прекратить нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду путем освобождения земельного участка общей площадью * кв.м от незаконных построек в границах береговой полосы общего пользования оз. Байкал в местности *, * района за счёт собственных средств, и обязать его восстановить положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок в границах береговой полосы оз. Байкал, и привести его в первоначальное состояние.
Ответчик Т. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, находится под стражей в ФГУ. Неоднократно, с * апреля * года, судом ему разъяснялось право предоставить в суд письменный отзыв на исковое заявление, право на ведение дела в суде через представителя. ГПК РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, находящимся в местах лишения свободы право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, или другими участниками процесса). Т. неоднократно просил отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью обеспечить участие представителя (заявления от * июня *года, * июня * года). Слушания дела по данным заявлениям были отложены на более поздний срок, несмотря на это, никаких мер для направления в суд своего представителя Т. принято не было. Таким образом, суд принял исчерпывающие меры для обеспечения права Т. на ведение дела через представителя. * июня * года в суд поступила доверенность Т. на гр. Ж на ведение всех гражданских дел в судебных учреждениях со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, ответчику, третьему лицу. Однако * июня * года от Т. поступило заявление, что доверенность от * октября * года выданную на гр. Ж. он отменяет. * июня * года, в день рассмотрения дела в суд факсимильной связью поступила доверенность от * июня * года на К., выданное Ж. от имени Т. в порядке передоверия и ходатайство К. об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомится с материалами дела. Тем не менее, в Баргузинский суд для ознакомления с делом и представлении интересов Т. К. в день рассмотрения дела не явился без уважительных причин. Суд оценивает данные действия как умышленные, направленные на затягивание рассмотрения дела, считает необходимым признать неявку в суд ответчика и представителя неуважительными и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении слушания. Кроме того, суд считает необходимым отказать в допуске К. к рассмотрению дела по доверенности от * июня* года, поскольку в соответствии со ст. 189 ГК РФ Т. заявлением от * июня * года известил суд, для представительства перед которым была выдана доверенность, об отмене доверенности на гр. Ж., выдавшую доверенность К. в порядке передоверия. От ответчика Т. заявлений о допуске данного представителя К. к рассмотрению дела, заявлений об отложении слушания дела не поступало. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии ответчика и его представителя.
Представитель ФГУ «ЗНП», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «ЗНП».
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. ФИО3 направил заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия. Исковые требования Восточно–Байкальского природоохранного прокурора поддерживают, считают, что действия гр. Т. противоречат требованиям ст. 15 Федерального Закона Номер обезличенФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от Дата обезличена года и п. 6.6 Положения о «ФГУ Забайкальский национальный парк», утвержденного приказом МПР России от Дата обезличена Номер обезличен, согласно которым запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно- историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. Кроме того, в нарушение ст. 17 Федерального Закона Номер обезличенФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от Дата обезличена года Т. не имеет договора аренды земельного участка на территории ФГУ «ЗНП» для осуществления рекреационной деятельности. Строительства объектов на территории ФГУ «ЗНП» Т. произведено для личного использования, не связанных с функционированием национального парка. Таким образом считают, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора РБ подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. «д» 2 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. п. 6.6. Положения о Федеральном государственном учреждении «ЗНП» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов не связанных с функционированием национальных парков. Согласно п.7 ст. 95 Земельного кодекса РФ, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами. Согласно п. 13 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Кроме того, на основании ч.4 ст. 15 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», режим использования земель, включенных в границы национального парка, определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. По решению ФИО2 в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что согласно договора купли продажи от * декабря * года Т. приобрел жилой дом, общей площадью *,* кв. м., расположенный по адресу Р*, * район с.*, д. *. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в УФРС по РБ * декабря * года. С декабря * года по указанию Т. бригада строителей под руководством Г. начали строительные работы по указанному адресу. Они полностью разобрали имеющиеся строения и начали строительство новых зданий. Земельный участок под строительство новых объектов недвижимости не отводился, договор аренды в нарушение ст. 17 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» не заключался. Разрешений на строительство объектов на территории национального парка в нарушение п.4 ст. 15 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», раздела 6.1.6. Положения о ФГУ «ЗНП» федеральными органами исполнительной власти, администрацией парка не выдавалось.
Согласно справке, представленной и.о. директора ФГУ «ЗНП» Б. земельный участок гр-ну Т. в указанных границах для возведения жилого дома или иных объектов не предоставлялось, разрешений на строительство не выдавалось, указанные строения в водоохраной зоне и границах береговой полосы оз. Байкал возведены незаконно. Согласно справке, представленной Территориальным отделом Номер обезличен* Управления Роснедвижимости по РБ от * апреля * года Номер обезличен* за период * - истекший период 2010 годов гражданин Т. по факту строительства на земельном участке, расположенном в границах ФГУ «ЗНП», не обращался. Строительство объектов гр. Т. на территории ФГУ «ЗНП» произведено для целей личного использования, не связанных с функционированием национального парка, что подтверждается заявлением в природоохранную прокуратуру и.о. директора национального парка Б., объяснениями Т., данными заместителю Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора М.
Таким образом, суд считает, что объекты недвижимости по адресу с. *, д.* на территории ФГУ «ЗНП» - особо охраняемой природной территорией федерального значения, без согласования и разрешения администрации национального парка, не связанные с функционированием национального парка, возведены незаконно.
Кроме того, согласно требованиям ст. 5 Федерального Закона «Об охране озера Байкал» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
В соответствии с требованиями постановления ФИО2«Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне байкальской природной территории» строительство зданий сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек запрещено. Согласно требованиям Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, национальные парки являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, размещение надворного туалета гр. Т. без принятия обеспечительных мер по охране оз. Байкал от загрязнения отходами является недопустимым. Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В статье 22 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с требованиями п. 3.2, Санитарных Правил СП 2.Дата обезличена-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена года, мероприятия по защите поземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности, должны обеспечивать водонепроницаемость емкостей для твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 76 Земельного Кодекса РФ - юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу статье 60 Земельного кодекса РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения восстановлены.
Таким образом исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «ЗНП» подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина по данному делу, согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «ЗНП» удовлетворить полностью.
Признать действия гражданина Т. по осуществлению постройки капитального жилого дома размером 8 на 9 метров, на расстоянии 16 м от уреза воды, бетонного основания хозяйственной постройки размером 8 на 9 м на расстоянии 8м от уреза воды, расположенных на земельном участке береговой полосы общего пользования оз. Байкал и надворного туалета, расположенного в водоохраной зоне оз. Байкал и на особо охраняемой природной территории - ФГУ «ЗНП», незаконными.
Обязать Т. прекратить нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду путем освобождения земельного участка общей площадью * кв.м от незаконных построек в границах береговой полосы общего пользования оз. Байкал в местности *, * района за счёт собственных средств.
Обязать Т. восстановить положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок в границах береговой полосы оз. Байкал, и привести его в первоначальное состояние.
Взыскать с Т. госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Отпечатано в совещательной комнате.
ФИО3 ФИО0