Дело№ 2-114/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2010 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда РБ Доржиева Л.Б., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Б. района к Администрации МО «Б. район», Администрации МО ГП «п. У.-Б.» о понуждении к принятию мер по организации утилизации твердых бытовых отходов на территории поселения У.-Б.,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд, Прокурор Б. района просит обязать Администрацию МО «Б. район» и Администрацию муниципального образования городское поселение «поселок У.-Б.» принять меры к надлежащей организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории МО ГП «п. У.-Б.» в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно:
• разработать проект по организации и благоустройству санитарно-защитной
зоны с учетом воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных
гигиеническими нормативами и до величин приемлемого риска для
здоровья населения. Провести экспертизу проекта в Управлении
Роспотребнадзора по РБ с оформлением санитарно-эпидемиологического
заключения;
• провести геологические и гидрологические изыскания земельного участка
под полигон;
• отметить границы земельного участка, отведенного под свалку (полигон);
• разработать проектную техническую документацию на строительство
полигона и в соответствии с ней провести:
1) зонирование территории полигона на две взаимосвязанные территориальные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию для размещения хозяйственно - бытовых объектов,
2) обустроить котлован с целью складирования отходов и
получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции
уплотненных твердых бытовых отходов,
3) оборудовать надлежащим образом ограждение периметра полигона,
4) обустроить в ограде полигона шлагбаум,
5) оборудовать освещение территории полигона,
6) обустроить в зеленой зоне полигона контрольные скважины по контролю
качества грунтовых и поверхностных вод, к сооружениям устроить
подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки
воды перед взятием проб,
• разработать регламент и режим работы полигона, инструкции по приему
бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для
работающих на полигоне;
• обеспечить контроль за составом поступающих отходов, ведение
круглосуточного учета поступающих отходов, осуществление контроля за
распределением отходов в работающей части полигона, обеспечить
технологический цикл по изоляции отходов;
• разработать техническую документацию по эксплуатации и рекультивации
свалки;
• исключить на полигоне сжигание твердых бытовых и промышленных
отходов;
• обеспечить надлежащим образом проведение на полигоне ТБО
производственного контроля в соответствии с требованиями
законодательства и иных нормативно-правовых актов;
• оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на обращение с
опасными отходами.
Заместитель прокурора Б. района РБ Т. исковые требования прокурора поддержал и суду дал пояснения, аналогичные, изложенному в исковом заявлении. Просит удовлетворить исковые требования.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Б. районе М. исковые требования прокурора Б. района поддержал и суду пояснил, что в июле * года ими проведена плановая проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории района, в том числе в п. У.-Б. В ходе проверки были выявлены нарушения санитарных норм, которые указаны в исковом заявлении. Администрации МО «Б. район» было вынесено предписание об устранение недостатков. В настоящее время администрацией МО «Б. район» не выполнен ни один пункт предписания, только заключено соглашение о передаче полномочий МО ГП «пос. У.-Б.». Считает, что непринятие мер может привести к массовым заболеваниям, нарушения создают реальную угрозу для здоровья населения.
Представитель Республиканской службы по охране и регулированию использования объектов животного мира Ж. исковые требования прокурора Б. района поддержал и суду пояснил, что в мае * года им проведена проверка по соблюдению законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверки свалки п. У.-Б. были установлены нарушения природоохранного законодательства, выписано предписание об устранении указанных нарушений. Однако до настоящего времени нарушения не устранены. Глава администрации МО «Б. район был привлечен к административной ответственности.
Представитель Б. района инспектор ГПН Баргузинского района Е. исковые требования прокурора Б. района поддержал и суду пояснил, что в апреле * года им была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории свалки п. У.-Б. В ходе проверки было установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно что допускается складирование твердых, горючих отходов вблизи автозаправочного комплекса. Должностное лицо и.о. главы администрации МО ГП «пос.У.-Б.» привлечен к административной ответственности. В настоящее время данное нарушение устранено, твердые горючие отходы лесопереработки отнесены от АЗС
Представитель ответчика Администрации МО «Б. район» С. исковые требования прокурора района не признала и суду пояснила следующее. В настоящее время вся техническая документация на строительство полигона у них имеется. Имеются также документы, подтверждающие проведение геологических и гидрологических изысканий земельного участка полигона. * августа * года между МО «Б. район и МУП «Землемер» заключен договор на производство проектно-изыскательских работ. * апреля * года межевое дело передано для постановки на кадастровый учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ. Земельный участок будет поставлен на кадастровый учет в течение * месяца со дня сдачи документов, то есть до * мая * года. Таким образом требования прокурора о проведении геологических и гидрологических изысканий, отметить границы земельного участка, отведенного под полигон, разработать проектную техническую документацию на строительства полигона не правомерны. Действительно, остальные нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора, имеют место. Однако Администрация МО «Б. район» заключило соглашение с администрацией МО ГП «пос. У.-Б.» о передаче муниципальному образованию городское поселение полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Во исполнение соглашения в * году предусмотрены субвенции в размере * рублей, в * году * рублей. В * году Администрацией МО «Б. район» в администрацию поселения перечислены * рублей, в * году – * рублей. Таким образом полномочия по организации утилизации и переработке отходов лежит на администрации МО ГП «пос.У.-Б.». Кроме того, согласно Постановления Правительства РБ от *.*.*. года № * строительство полигона ТБО в п. У.-Б. вошло в целевую программу «Экологическая безопасность в РБ на *-* годы на период до * года». Данной целевой программой предусмотрено финансирование строительства полигона в *-* года в сумме * млн. рублей, из них * млн. рублей из республиканского бюджета, * из муниципального. Согласно целевой программе строительство полигона в п. У.-Б. будет произведено до * года.
Представитель ответчика Администрации МО ГП «п. У.- Б.» К. исковые требования прокурора района признал частично и суду пояснил, что действительно между Администрацией МО «Б. район» и администрацией ГП «пос.У.-Б. было заключено соглашение о передаче МО ГП «пос.У.-Б.» полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Согласно п.п.4.4. органы местного самоуправления ГП «пос У.-Б.» несут ответственность за осуществление переданных им полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Во исполнение соглашения было профинансировано в * кв.* года * тыс. руб., в * году было перечислено * и * апреля по * рублей. Эти средства ушли только на утилизацию ТБО. Данных финансовых средств не хватит на проведение тех обязанностей, которые указаны в исковом заявлении прокурора.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В ходе судебного заседания установлено, что * августа * года между комитетом имущественных отношений Администрации МО «Б. район» и МУП «Землемер» заключен договор № 1, согласно которому МУП «Землемер» принимает на себя производство землеустроительных дел на земельные участки всех населенных Образований под размещение свалок в срок до * ноября * года. Согласно платежным поручениям № * от *.*.* года и № * от *.*.*. года произведена оплата работ МУП «Землемер» в сумме * рублей. Согласно справки Б. районного комитета имущественных отношений, заявление о государственном кадастровом учете изменения объекта недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу РБ, Б. район пос.У.-Б., полигон ТБО было передано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ *.*.*. года. Таким образом установлено, что администрацией МО «Б. район» произведены необходимые действия для исполнения обязанности отметить границы земельного участка, отведенного под полигон. Кроме того установлено, что проектная техническая документация на строительства полигона в п. У.-Б. имеется, проведены геологические и гидрологические изыскания. Данные документы были предоставлены в судебное заседание. В связи с изложенным исковые требования прокурора провести геологические и гидрологические изыскания, отметить границы земельного участка, отведенного под полигон (свалку), разработать проектную техническую документацию на строительство полигона не подлежат удовлетворения в связи с исполнением до вынесения решения суда.
По остальным требованиям суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
Так, установлено, что прокуратурой Б. района совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Б. районе, Республиканской службой по охране и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (далее Республиканской службой Бурприроднадзора), группой государственного противопожарного надзора в Б. районе проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, законодательства об утилизации отходов потребления на побережье озера Б. и законодательства о пожарной безопасности в деятельности Администрации МО «Б. район» и Администрации МО ГП «поселок У.-Б.».
В соответствии с актом проверки №1 от *.*.*. г. в деятельности Администрации МО «Б. район» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в сфере исполнения полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на полигоне твердых бытовых отходов поселка У.-Б.
- Так, в нарушение пунктов 2.3, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.1, 5.7 Санитарных правил и норм №2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству» и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №53 от 17.04.2003г.
- не уточнены размеры санитарно-защитной зоны полигона;
- территория полигона не зонирована на две взаимосвязанные территориальные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
- по всей площади участка складирования не обустроен котлован с целью
получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных
твердых бытовых отходов;
- не оборудовано надлежащим образом ограждение периметра полигона;
- не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкции по
приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для
работающих на полигоне;
- не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется
круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за
распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается
технологический цикл по изоляции отходов;
- отсутствует техническая документация по эксплуатации и рекультивации
свалки;
- в ограде полигона не обустроен шлагбаум;
- территория полигона не освещена;
- в зеленой зоне полигона не устроены контрольные скважины, к
сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод не устроены
подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед
взятием проб;
- на полигоне осуществляется неконтролируемое сжигание твердых
бытовых и промышленных отходов.
Также в нарушение п. 2.1 Санитарных правил и норм №2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №74 от 25.09.2007г. отсутствует проектная документация по организации и благоустройству санитарно-защитных зон.
В нарушение требований статьи 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил №1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №18 от 13.07.2001г. не проводится производственный контроль, в том числе лабораторно-инструментальный, с целью оценки влияния свалки (полигона) на здоровье человека и среду обитания (не разработана программа производственного контроля).
В нарушение требований ч.1 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на обращение с опасными отходами.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов входит в число вопросов местного значения муниципального района.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
*.*.*. г. между МО «Б. район и МО ГП «пос.У.-Б.», заключено соглашение «О передаче МО ГП «поселок У.-Б.» полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов». В соответствии с данным соглашением МО «Б. район» передает, а МО ГП «поселок У.-Б.» принимает и осуществляет полномочия по решению вопроса местного значения организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Передача данных полномочий осуществляется за счет субвенций из бюджета муниципального района бюджету МО ГП «поселок У.-Б.» в размере * рублей на период * г. В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения органы местного самоуправления МО ГП «поселок У.-Б.» несут ответственность за осуществление переданных им полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора о понуждении администрации МО «Б. район», администрации МО ГП «пос. У.-Б.» к принятию мер по организации утилизации твердых бытовых отходов на территории пос. У.-Б. подлежат удовлетворению.
Суд не принимает во внимание доводы представителя МО «Б. район» о том, что обязанности о проведении мероприятий, указанных в исковом заявлении должны быть возложены на МО ГП «пос.У.-Б.» в соответствии с заключенным Соглашением о передаче полномочий городскому поселению. Так, согласно п. 2.1 и п. 2.2 Соглашения, МО «Б. район передал МО ГП «пос.У.-Б.» осуществление следующих полномочий по решению вопроса местного значения – организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов: 1. Совместно с органами местного самоуправления муниципального района, федеральными и республиканскими органами содействует в создании условий для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов поселения, 2. совместно с администрацией района решает вопросы строительства полигона по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4 Соглашения органы местного самоуправления МО ГП «поселок У.-Б.» несут ответственность за осуществление переданных им полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Установлено, что согласно Соглашения размер субвенций на * год установлен в размере * рублей. Что является недостаточным для проведения указанных в иске мероприятий.
Таким образом, в соответствии с Соглашением решение вопросов строительства полигона по переработке и утилизации ТБО, создания условий для утилизации и переработки бытовых и промышленных расходов возлагается как на МО «Б. район» так и на МО ГП «пос. У.-Б.», причем на последних только в пределах размеров субвенций.
Доводы представителя МО «Б. район» об отсутствии денежных средств в бюджете района для реализации мероприятий, указанных в исковом заявлении, не могут быть приняты во внимание. Так, в соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, суд не может отказать в удовлетворении иска прокурора на основании отсутствия финансовой возможности на их выполнение.
Суд считает возможным с учетом объема работ необходимых для проведения мероприятий, указанных в исковом заявлении, мнения сторон установить срок для устранения нарушений до * сентября * года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Б. района удовлетворить в части.
Обязать Администрацию МО «Б. район» и Администрацию муниципального образования городское поселение «поселок У.-Б.» в срок до * сентября * года принять меры к надлежащей организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории МО ГП «п. У.-Б.» в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно:
• разработать проект по организации и благоустройству санитарно-защитной
зоны с учетом воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных
гигиеническими нормативами и до величин приемлемого риска для
здоровья населения. Провести экспертизу проекта в Управлении
Роспотребнадзора по РБ с оформлением санитарно-эпидемиологического
заключения;
• в соответствии с проектной технической документацией на строительство
полигона провести:
1) зонирование территории полигона на две взаимосвязанные территориальные части: территорию, занятую под складирование ТБО, и территорию для размещения хозяйственно - бытовых объектов,
7) обустроить котлован с целью складирования отходов и
получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции
уплотненных твердых бытовых отходов,
8) оборудовать надлежащим образом ограждение периметра полигона,
9) обустроить в ограде полигона шлагбаум,
10) оборудовать освещение территории полигона,
11) обустроить в зеленой зоне полигона контрольные скважины по контролю
качества грунтовых и поверхностных вод, к сооружениям устроить
подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки
воды перед взятием проб,
• разработать регламент и режим работы полигона, инструкции по приему
бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для
работающих на полигоне;
• обеспечить контроль за составом поступающих отходов, ведение
круглосуточного учета поступающих отходов, осуществление контроля за
распределением отходов в работающей части полигона, обеспечить
технологический цикл по изоляции отходов;
• разработать техническую документацию по эксплуатации и рекультивации
свалки;
• исключить на полигоне сжигание твердых бытовых и промышленных
отходов;
• обеспечить надлежащим образом проведение на полигоне ТБО
производственного контроля в соответствии с требованиями
законодательства и иных нормативно-правовых актов;
• оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на обращение с
опасными отходами.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Л.Б. Доржиева