Решение от 11.05.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Баргузин 11 мая 2011 г.

Судья Баргузинского районного суда Республики Бурятия Самбуев Э.Ф., единолично, с участием представителя истца – помощника прокурора Баргузинского района Климовой Ю.В., представителя третьего лица, на стороне истца – представителя ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РБ в Баргузинском районе – Б, ответчиков – директора Усть-Баргузинской средней школы В, представителя администрации МО «Баргузинский район по доверенности С, при секретарях Булатовой Н.А., Добрецкой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района РБ к МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «<данные изъяты>» об устранении нарушений санитарно- эпидемиологических правил и норм,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района РБ просит обязать МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» и Администрацию МО «Баргузинский район» устранить нарушения санитарно- эпидемиологических правил и норм, а именно:

1) в соответствии с требованиями п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность;

2) в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

3) в соответствии с требованиями п.2 ст.40 Федерального закона № 52-ФЗ оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;

4) обеспечить соответствие качества воды централизованной системы питьевого водоснабжения требованиям СанПиН 2.1.4.1074.01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района совместно с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РБ в Баргузинском районе проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в образовательном учреждении МОУ «<данные изъяты> СОШ».

МОУ «<данные изъяты> СОШ» действует на основании устава, утвержденного постановлением главы администрации МО «Баргузинский район» от 06.04.2010 г. № 225. Согласно п.1.2 Устава учредителем образовательного учреждения является администрация МО «Баргузинский район»

В ходе проверки в МОУ «Усть-Баргузинская СОШ» выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Проверкой установлено, что в нарушении требований абз. 6 ч.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» МОУ «<данные изъяты> СОШ» не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность.

Не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ.

В нарушение ст.40 ФЗ № 52 не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии с ч.1 ст.40 ФЗ №52, отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.40 ФЗ № 52,обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: медицинская и фармацевтическая деятельность, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии с п.2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»,утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80, обращением с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

Кроме того, в нарушении СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24, МОУ «<данные изъяты> СОШ» не обеспечено питьевой водой соответствующей требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, а именно по содержанию железа в воде, на скважине не установлен фильтр.

Указанные нарушения были выявлены в ходе плановой проверки ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РБ в Баргузинском районе, проведенной 02.06.2009 г.Вынесено предписание, согласно которому срок устранения нарушений установлен до 01.09.2010 г. Однако, руководством школы в установленный срок нарушения не устранены.При проверке от 25.10.2010 г. данное предписание не было исполнено, директор школы была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников и др.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставов данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.15 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бездействием учреждения и его учредителя нарушены конституционные права учащихся школы на охрану здоровья и жизни, которые неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом. Тем самым предметом иска является исполнение общих обязанностей МОУ «<данные изъяты> СОШ» и администрации МО «<данные изъяты>». Кроме того, круг лиц, в интересах которых прокурор обращается с заявлением, в силу специфики образовательного учреждения, общедоступности его услуг, не определен. В случае не устранения допущенных нарушений закона будут нарушены права и законные интересы не только учащихся, которые находятся в образовательном учреждении в настоящее время, но и тех, которые будут находится там в будущем, а также его действующих и будущих работников.

Прокурор района подал заявление об отказе от исковых требований в части обязания ответчиков оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V опасности. Последствия отказа от иска понятны.

В судебном заседании помощник прокурора Баргузинского района РБ Климова Ю.В. исковые требования прокурора поддержала и просит обязать ответчиков устранить перечисленные нарушения санитарно- эпидемиологических правил и норм до 1 сентября 2011 года.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца –представитель ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РБ в Баргузинском районе по доверенности Б. исковые требования прокурора района поддержала в полном объеме.

В судебном заседании ответчик, директор МОУ «<данные изъяты> СОШ» В. исковые требования признала, суду пояснила, что действительно нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, указанные в исковом заявлении имеют место. Из-за отсутствия финансирования нет возможности устранить данные нарушения.

В суде представитель ответчика -администрации МО «<данные изъяты> район по доверенности С иск прокурора признала и пояснила, что данные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм не устранены в установленный срок в виду отсутствия финансирования.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает иск прокурора Баргузинского района РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: медицинская и фармацевтическая деятельность, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24 юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Судом установлено, что по результатам проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства в МОУ «Усть-Баргузинская СОШ» 02 июня 2009 года ТО Управления Роспотребнадзора были установлены перечисленные в исковом заявления нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, в МОУ «<данные изъяты> СОШ» в нарушение требований абз. 6 ч.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» МОУ «<данные изъяты> СОШ» не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность.

Не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ.

В нарушении СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24, МОУ «<данные изъяты> СОШ» не обеспечено питьевой водой соответствующей требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, а именно по содержанию железа в воде, на скважине не установлен фильтр.

Таким образом, судом установлено, что перечисленные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства были допущены МОУ «<данные изъяты> СОШ», в связи с чем, в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеются основания для возложения обязанности на МОУ «<данные изъяты> СОШ» данные нарушения устранить.

При этом, суд считает, что такая обязанность возникает и у ответчика Администрации МО «<данные изъяты> район». Так, ответчик МОЦ «<данные изъяты> СОШ», действующая на основании Устава, утвержденного постановлением главы администрации МО «<данные изъяты>» от 06 апреля 2010 года № 225 согласно п. 1.2 Устава учредителем образовательного учреждения является администрация МО «<данные изъяты>».

Кроме того, бремя содержания имущества несет собственник данного имущества (ст. 210 ГК РФ).

Учитывая объем работ, требуемых для исполнения исковых требований, мнение сторон, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений - до 01 сентября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Баргузинского района РБ удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» и Администрацию Муниципального образования «<данные изъяты>» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, а именно, в срок до 01 сентября 2011 года:

- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность

- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования

- обеспечить МОУ «<данные изъяты> СОШ» питьевой водой соответствующей требованиям к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения требованиям СанПиН 2.1.4.1074.01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья:

<данные изъяты>: Э.Ф.Самбуев