Решение по заявлению Лашкарева Д.В. об оспаривании отказа Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району Прибайкальского филиала РГУ `Центра социальной поддержки населения` в предоставлении льгот



Дело№ 2-121/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе: Председательствующего судьи Доржиевой Л.Б.,

При секретаре Скосырской Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лашкарева Д.В. об оспаривании отказа Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району Прибайкальского филиала РГУ «Центра социальной поддержки населения», в предоставлении льгот,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Лашкарев Д.В. просит суд признать незаконным отказ Баргузинского отдела РГУ «Центр социальной защиты населения» в предоставлении ему автомобиля как инвалиду Великой Отечественной войны.

Исковое заявление мотивировано тем, что * августа * года заявитель получил тяжелую контузию и множественные осколочные ранения. Лечился в госпиталях и в конце декабря 1944 года был уволен в запас по состоянию здоровья. С этого времени и до настоящего времени является инвалидом ВОВ. 08 сентября 2002 года он впервые получил от Министерства социальной защиты населения РБ транспортное средство «*». 08 сентября 2009 года истекло 7 лет. Согласно Федерального закона «О ветеранах» через 7 лет после получения машины, она подлежит обмену на новую. Он обратился Минсоцзащиты населения с просьбой заменить автомашину, но получил отказ. Ему сказали, что натуральную льготу заменили ЕДВ через органы Пенсионного фонда, что Федеральный закон № 122 отменил обмен автомашин. Считает данный отказ неправомерным. Ему, инвалиду 2 группы, проживающему в сельской местности такое решение создает трудности. Остальные инвалиды обратились за разъяснением в Конституционный суд РФ, который провел проверку выполнения Федерального закона № 122. Результаты этой проверки изложены в газете «Ветеран» № 9 за март 2011 года. Определение Конституционного суда является обязательным для всех судов РФ. В течение 1,5 лет он получает от чиновников отказ в обмене автомашины.

В судебном заседании Лашкарев Д.В. изложенные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району Прибайкальского филиала РГУ «Центра социальной поддержки населения, Васильева Л.В. заявленные требования не признала и пояснила, что в соответствии с Постановлением РФ от 12.09.2008 года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты


единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» предоставление или выплата компенсации распространяется на лиц, состоявших на учете до 01.01.2005 года. Согласно паспорта технического средства, автомобиль Лашкареву Д.В. выдан *.08.2002 года. После выдачи автомашины, Лашкарев Д.В. повторно до 01.01.2005 года на учет не вставал. В данное время отсутствуют нормативные акты, регулирующие правоотношения по замене транспортных средств инвалидам и участникам ВОВ.

Выслушав стороны, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Лашкарева Д.В..

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсаций, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было


не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

Поскольку в ходе судебного заседания было установлено и не отрицалось самим заявителем, что он не был поставлен на учет по обеспечению или замене транспортного средства в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

Ссылку заявителя на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 624-О-П суд не принимает во внимание, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного Определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 15. Кроме того, после вынесения указанного Определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

Таким образом, суд считает, что отказ Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району РГУ «Центра социальной поддержки населения» от *.01.2010 года в предоставлении Лашкареву Д.В. автомашины является правомерным и не находит оснований для удовлетворения заявления Лашкарева Д.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Лашкарева Д.В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: Л.Б.Доржиева