именем Российской Федерации с.Барда Дата обезличена г. Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Аиткуловой И.Н. с участием помощника прокурора ... ФИО0 истцов ФИО10, ФИО7, ФИО6 представителей ответчика МДОУ «... детский сад Номер обезличен» ФИО2, ФИО1 представителя третьего лица Управления образования администрации ... муниципального района ФИО3, при секретаре ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ... в интересах ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО15, ФИО5 к МДОУ «... детский сад Номер обезличен», третье лицо Управление образования администрации ... муниципального района, о взыскании недоначисленной суммы заработной платы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ... ... обратился в суд с иском к МДОУ «... детский сад Номер обезличен» о взыскании в пользу ФИО10, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО9 недоначисленной суммы заработной платы. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой ... по заявлению работников МДОУ «... детский сад Номер обезличен» проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в части своевременной и полной оплаты труда. Так, проверкой начисления и выдачи указанным работникам заработной платы было установлено, что в период с января 2009 года по март 2010 года включительно при исчислении заработной платы районный коэффициент включался в минимальный размер оплаты труда, т.е. работодателем при расчете заработной платы не были учтены положения ч.2 ст. 146 ТК РФ. С учетом вышеуказанных обстоятельств задолженность муниципального дошкольного образовательного учреждения «... детский сад Номер обезличен» перед ФИО10 составила 8871,62 руб., перед ФИО8 10474,51 руб., перед ФИО7 10182,03 руб., перед ФИО6 8059,13 руб., перед ФИО5 10662,89 руб., перед ФИО9 1831,62 руб. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Прокурор дополнительным ходатайством на основании постановления главы ... муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года и на основании пояснений свидетеля ФИО11 – аудитора КРК, которая пояснила, что подсчет произведен не верно, изменил исковые требования, уменьшив размер недоначисленной суммы заработной платы в пользу истцов. Просит взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «... детский сад Номер обезличен» недоначисленную сумму заработной платы в пользу ФИО10 в размере 5 979,17 руб., в пользу ФИО8 в размере 6 900,12 руб., в пользу ФИО7 в размере 6 902,70 руб., в пользу ФИО6 ФИО19 в размере 5 160,45 руб., в пользу ФИО5 в размере 7 539,47 руб., в пользу ФИО9 не взыскивать, так как она в 2009 году в МДОУ «... детский сад Номер обезличен» не работала. Истец ФИО10 исковые требования с учетом уменьшения суммы поддержала в полном объеме. Дополнила, что газету «Рассвет» она не получает, в прокуратуру обратились после того, как туда обратился детский сад Номер обезличен. Истец ФИО7 исковые требования с учетом уменьшения суммы поддержала в полном объеме. Дополнила, что заведующая им сказала, никуда не ходить, что вопрос решается на уровне управления образования. Не дождавшись результата, они обратились в прокуратуру. Истец ФИО6 исковые требования с учетом уменьшения суммы поддержала в полном объеме. Дополнила, что по этому вопросу заведующая на собрании им сказала, чтобы они пока никуда не обращались, вопрос решается. Они ждали, не дождались и обратились в прокуратуру. Истцы ФИО9, ФИО8, ФИО5 просят рассмотреть дело без их участия, иск прокурора поддерживают. Представитель ответчика заведующая детским садом ФИО2 исковые требования прокурора не признала. Пояснила, что при начислении заработной платы они руководствовались разъяснениями управления образования и письмом аппарата Правительства Пермского края от 9.02.2009г., где сказано, что месячная заработная плата работника не может быть ниже 4330 рублей с учетом районного коэффициента. Других нормативных актов не было. В бюджете 2009 года данные суммы не были заложены. За 1 квартал 2010 года на основании постановления главы района произведен перерасчет заработной платы работникам садика и выплачено Дата обезличенаг. Заработная плата не должна быть ниже МРОТ с учетом стимулирующих выплат. Представитель ответчика ФИО1 с иском не согласна, суду пояснила, что согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истцы о нарушении своего права узнали Дата обезличена года из газеты «Рассвет». В прокуратуру обратились в марте 2010 года, после истечения трехмесячного срока. В связи с этим за 2009 год не должно выплачиваться, за 2010 год перерасчет произведен. Представитель третьего лица – управления образования ... муниципального района ФИО3 исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что имеются разница в расчетах КРК района и управления образования. Управление образования сами провели расчеты и представили суду. В расчетах необходимо месяцы, где были произведены стимулирующие выплаты в виде премий исключить, так как в эти месяцы минимальный размер оплаты труда выплачивался, 15 % уральский коэффициент начислялся. Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата не может быть ниже МРОТ с учетом всех стимулирующих доплат. В эти месяцы работники получили премии, поэтому уральский коэффициент не надо доначислять. Заработная плата доведена до МРОТ за счет стимулирующих выплат. Свидетель ФИО11 – аудитор КРК, суду пояснила, что по требованию прокуратуры района она проверяла МДОУ «... детский сад Номер обезличен» по начислению уральского коэффициента к заработной плате. При подсчете разницы между начисленной заработной платой по лицевым счетам младших воспитателей и обслуживающего персонала, и начислении заработной платы с уральским коэффициентом установлено, что сумма уральского коэффициента включалась в МРОТ и образовалась задолженность в сумме 203 262,11 рублей. Из них за 2010 год в сумме 41 733,95 рублей. При расчетах они взяли начисленную заработную плату за месяц, включая доплаты, премии и материальную помощь, на эту сумму начисляли 15 % уральский коэффициент. После чего вывели разницу в оплате. Председателем КРК ФИО12 проведена дополнительная проверка по начислению уральского коэффициента к МРОТ, в результате изменилась сумма перерасчета уральского коэффициента за 2009 года. Справка прилагается. При проведении проверки подсчет произведен не правильно, на сумму премии с уральским коэффициентом, снова начислен уральский коэффициент, так как в лицевых счетах премия указана как доплата. В связи с этим подсчитанная сумма подлежит уменьшению. Из письменных материалов дела следует, что работники МДОУ «... детский сад Номер обезличен» в том числе и истцы по настоящему делу, обращались прокурору района с коллективными заявлениями по поводу законности и обоснованности начислении заработной платы в 2009 – 2010 годах. Дата обезличена года. Одним из нарушений работниками указывается на неправильность начисления 15 % уральского коэффициента. Постановлением главы ... муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года бюджетным учреждениям, финансируемым из средств районного бюджета, произведено начисление месячной заработной платы с начислением районного коэффициента на МРОТ, начиная с Дата обезличена года. Приказом заведующей МДОУ Номер обезличен ФИО2 Номер обезличен от Дата обезличенаг. произведены начисления с Дата обезличенаг. месячной заработной платы сотрудникам, начислив районный коэффициент на МРОТ. Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора и истцов подлежат удовлетворению в пределах заявленных сумм, с учетом уменьшения исковых требовании, на основании представленных контрольно-ревизионной комиссией ... муниципального района расчетов и дополнительной справки от Дата обезличена года. С МДОУ «... детский сад Номер обезличен» подлежат взысканию суммы: в пользу ФИО10 в размере 5 979,17 руб., в пользу ФИО8 в размере 6 900,12 руб., в пользу ФИО7 в размере 6 902,70 руб., в пользу ФИО17 в размере 5 160,45 руб., в пользу ФИО5 в размере 7 539,47 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу ФИО9 следует отказать, так как она в 2009 году в МДОУ «... детский сад Номер обезличен» не работала, за 2010 года перерасчет ей произведен в полном объеме на основании постановления главы администрации Бардымского муниципального района. Судом установлено, что при ежемесячном начислении заработной платы работникам детского сада Номер обезличен, в том числе истцам по настоящему делу, районный ("уральский") коэффициент в размере 1,15, включается ежемесячно в составляющую сумму минимального размера оплаты труда. Итоговая начисленная сумма заработной платы выводится таким образом к МРОТ. В последствии из этой суммы производятся отчисления в виде подоходного налога 13 %. К выдаче работникам подлежит сумма менее МРОТ. Таким образом, фиксированная доплата доведения заработной платы к МРОТ включает в себя и сумму начисленного районного коэффициента. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с ч.2 ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с ч.1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. На основании Федерального закона от 24.06.2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Пермский край находится в особом географическом положении, что приводит к дополнительным материальным и физиологическим затратам граждан, проживающих на его территории. В связи с этим к заработной плате рабочих и служащих, проживающих в Пермском крае начисляется районный ("уральский") коэффициент в размере 1,15. Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местности с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Это означает, что так называемый районный коэффициент, как составляющая зарплаты работника, выплачивается сверх минимального месячного размера оплаты труда. В ином случае повышающий характер данной компенсации не имеет социально-правового эффекта, поскольку уравнивается оплата низкооплачиваемым работникам в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Нормы ст. 146 и 148 ТК РФ распространяются для всех организаций независимо от форм собственности. Нормативно правовыми актами для Пермского края являются постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1959 N 1120 (для производственных отраслей) и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 N 403/20-155 (для непроизводственных отраслей), в которых утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории области - 1,15 (кроме Гайнского района Коми - Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов края, где коэффициент установлен в размере 1,20). В статье 129 ТК РФ дается понятие заработной платы как вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, в организациях, расположенных на территории Пермского края, применение районного коэффициента к заработной плате работника является обязательным для всех работодателей. Доводы представителей ответчика и третьего лица, суд не принимает во внимание, считает их несостоятельными, не обоснованными и не доказанными. Письмо аппарата Правительства Пермского края «О разъяснении применения районного коэффициента» не является нормативно-правовым документом, противоречит нормам трудового законодательства. Проведенная проверка и расчеты Управления образования по вопросу доначисления уральского коэффициента на МРОТ в МДОУ Номер обезличен за 2009 год, противоречат справке и расчету проведенного КРК района. Данные расчеты сделаны в ущерб работников, с нарушениями трудового законодательства, а именно положений ст. 129, 133, 135 ТК РФ. Ошибочно принято не включать стимулирующие суммы оплаты труда (премии) в составляющую заработной платы, на которую в целом должны начисляться 15 % уральского коэффициента. Как следует из содержания ст. 129 (ч. 1 и 2) ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, тарифные ставки, оклады не могут быть ниже МРОТ без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В то же время согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработную плату составляют кроме тарифов и окладов, также и компенсационные и стимулирующие (премии) выплаты. В статьях 146 и 148 ТК РФ говориться не о тарифах и окладах, а о вознаграждении за труд, оплате труда, т.е. о заработной плате. Районный коэффициент распространяется на всю составляющую заработную плату, в том числе и на премии. Требования ответчика о пропуске срока обращения в суд, также не подлежат удовлетворению. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пленум ВС РФ в пунктах 5 и 6 Постановления №2 от 17.03.2004г. «О применении судами РФ ТК РФ» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 №63) указал, что судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом на основании части третьей статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Из показаний истцов установлено, что они читали статью в районной газете «Рассвет» от Дата обезличенаг. о начислении уральского коэффициента. Затем обращались к заведующей детским садом, она обещала решить данный вопрос, не дождавшись положительного результата, они обратились в прокуратуру. Коллективное заявление работниками подано в прокуратуру района Дата обезличена года. На эту дату работодатель обещал решить вопрос в добровольном порядке, но этого сделано не было. Именно данную дату истцы называют датой, когда они узнали о нарушении своих прав. Прокурор обратился в суд Дата обезличена года. Кроме этого, с момента получения заработной платы за декабрь 2009 года, также не прошло трех месяцев. Постановление главы о применении районного коэффициента вынесено Дата обезличена года, после этого работникам с Дата обезличена года произведен перерасчет. Таким образом, срок исковой давности истцами не пропущен. Следовательно, требования прокурора и истцов по настоящему делу подлежат удовлетворению, они основаны на законе. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора ... удовлетворить. Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «... детский сад Номер обезличен» недоначисленную сумму заработной платы: - в пользу ФИО10 в размере 5 979,17 руб. - в пользу ФИО8 в размере 6 900,12 руб. - в пользу ФИО7 в размере 6 902,70 руб. - в пользу ФИО18 в размере 5 160,45 руб. - в пользу ФИО5 в размере 7 539,47 руб. В удовлетворении исковых требований в отношении ФИО9 отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: Судья - И.Н.Аиткулова Секретарь ФИО16а