именем Российской Федерации ... Дата обезличена г. Бардымский районный суд Пермского края в составе: судьи Аиткуловой И.Н. с участием помощника прокурора ФИО0 истца ФИО3 представителя администрации ... муниципального района ФИО1 при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ... в интересах ФИО3 к администрации ... муниципального района, Правительству Пермского края, третьи лица агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация ... сельского поселения, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : ... обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию ... муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО3 жилое помещение на территории ... общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. ФИО4 края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... муниципального района на приобретение жилого помещения ФИО3 на семью из одного человека. Исковые требования обосновал следующим. ... в связи с обращением ФИО3 с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что ФИО3, Дата обезличена года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: ее отец ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года был лишен родительских прав, а мать ФИО5 Дата обезличена года умерла. На основании постановления главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года над несовершеннолетней ФИО3 был назначен опекун ФИО7, в последующем на основании постановления главы муниципального образования «...» Номер обезличен от Дата обезличена года опекуном был назначен ее брат ФИО3 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно диплома с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО3 обучалась .... По окончании образовательного учреждения ФИО3 вернулась в ... и в настоящее время в связи с отсутствием своего жилья проживает с братом ФИО3 По данным жилищной комиссии ... ФИО3 состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей под Номер обезличен. С момента окончания училища администрация ... муниципального района не предоставила ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Администрация ... муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить ФИО3 по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В свою очередь согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация ... сельского поселения обязана заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. ФИО3 исковые требования поддержала, суду пояснила, что своего жилья не имеет, живет у брата, зарегистрирована у опекуна, ее мать умерла, где отец не знает. Представитель администрации ... муниципального района ФИО1 с иском не согласна, суду пояснила, что ФИО3 состоит на учете в жилищной комиссии с Дата обезличена года под номером Номер обезличен. Вопросы обеспечения жильем по договорам социального найма не относятся к компетенции администрации ... муниципального района, в собственности администрации не находится жилье предоставляемое по договорам социального найма. Жилищный фонд социального использования находится в собственности сельского поселения. Согласно указа губернатора от Дата обезличена года Номер обезличен жилье должно быть приобретено по месту постановки на учет, то есть в ... сельском поселении. Лица, поставленные на учет раньше ФИО3 имеют равные с ней права на получение жилья, в связи с этим буду нарушены права этих лиц. Представитель администрации ... сельского поселения в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия, с иском не согласны, так как лица, поставленные на учет по спискам детей-сирот раньше истца, обладают одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения ФИО3 без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участи, с иском не согласны, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство и Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Правительство и Министерство исполняет свои обязательства по предоставлению денежных средств из бюджета края в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу является администрация ... муниципального района и администрация ... сельского поселения. В части уточненных исковых требований прокурора ... Правительство считает, что необходимо исключить второй абзац настоящих требований, а именно обязать Правительство выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 10.06.2009 № 56-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в Дата обезличена на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за Дата обезличена ... муниципальному району Пермского края выделено из федерального бюджета 599,0 тыс. руб., из краевого бюджета - 942,3 тыс. руб. на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Правительство в свою очередь не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений и по финансированию органов местного самоуправления в отношении конкретного гражданина (ФИО3). В его компетенцию входит финансирование в целом. Правительство исполняет свои обязательства своевременно (по мере поступления средств из федерального бюджета) и в полном объеме. Исполнить решение суда с данной формулировкой Правительству не представится возможным. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Процедура закрепления за детьми-сиротами жилого помещения законодательством не Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, с иском не согласны, в деле имеется пояснение и возражение, из которого следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможность предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот, орган местного самоуправления должен исполнять свои обязательства независимо от каких-либо условий. На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам обратившимся в суд. Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для ФИО3 являются неправомерными и не подлежат удовлетворению. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что ФИО3, Дата обезличена года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ее мать ФИО5 умерла Дата обезличена года, отец ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года лишен родительских прав. Постановлением главы администрации ... от Дата обезличена года над ФИО3 назначено опекунство, жилое помещение за ней закреплено не было, ее родители своего жилья не имели. Поэтому ФИО3 в установленном порядке Дата обезличена года была поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации ... муниципального района. Дата обезличена года окончила .... После окончания учебы жилым помещением обеспечена не была. Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Согласно справки центра технической инвентаризации ФИО3 и ее родители ФИО6, ФИО5 не имеют в ... квартиры и жилья в частном доме, принадлежащем им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали л.д. Номер обезличен). На основании сообщения ... ФИО3 прав на недвижимое имущество не имеет л.д. Номер обезличен). ФИО3 состоит на регистрационном учете в администрации ... муниципального района как ребенок оставшийся без попечения родителей и нуждающийся в получении жилого помещения л.д. Номер обезличен). При назначении опекунства и попечительства жилое помещение за ФИО3 закреплено не было л.д. Номер обезличен). Согласно диплома с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО3 обучалась ... л.д. Номер обезличен). Ее мать ФИО5 умерла Дата обезличена года л.д. Номер обезличен). Ее отец ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года лишен родительских прав. Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО3. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживала с опекуном, закрепленного жилого помещения не имела, зарегистрирована у опекуна, до 18 лет встала на учет для обеспечения жильем, однако после окончания учебы, не была обеспечена жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме, ФИО3 должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, доводы ответчиков о том, что при предоставлении жилья ФИО3 будут нарушены права других лиц состоящих на учете, суд находит не состоятельными, как не соответствующими действующему законодательству. В связи с тем, что Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности ... муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации ... муниципального района для покупки жилья, то суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по иску, являются все ответчики, привлеченные по делу. Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию ... муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО3 жилое помещение на территории ... Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... муниципального района Пермского края на приобретение жилого помещения ФИО3 на семью из одного человека. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: Судья И.Н.Аиткулова Секретарь ФИО17а
обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... муниципального района на приобретение жилого помещения ФИО3 на семью из 1 человека.
предусмотрена (не предусмотрено даже установление этой процедуры).