именем Российской Федерации с.Барда Дата обезличена г. Бардымский районный суд Пермского края в составе: судьи Аиткуловой И.Н. с участием помощника прокурора ФИО0 истца ФИО4 представителя администрации ... муниципального района ФИО1 представителя администрации ... сельского поселения ФИО2 при секретаре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ... в интересах ФИО4 к администрации ... муниципального района, Правительству Пермского края, третьи лица агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация ... сельского поселения, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор ... района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию ... муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО4 жилое помещение на территории ..., ... района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... муниципального района на приобретение жилого помещения ФИО4 на семью из одного человека. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой ... района в связи с обращением ФИО4 с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что ФИО4 Дата обезличена года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: его отец ФИО7 является инвалидом 2 группы, воспитанием сына не занимался, а мать - ФИО6 умерла Дата обезличенаг. На основании постановления главы администрации ... района Номер обезличен от Дата обезличенаг. несовершеннолетнему ФИО4 назначен попечитель ФИО8 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно данным военного билета Номер обезличен ФИО4 уволен из рядов вооруженных сил Российской Федерации Дата обезличенаг. По данным жилищной комиссии ... района ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей под Номер обезличен. С момента увольнения с военной службы администрация ... сельского поселения не предоставила ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Администрация ... муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить ФИО4 по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям ..., ... района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В свою очередь согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация ... сельского поселения обязана заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. ФИО4 исковые требования поддержал, суду пояснил, что своего жилья не имеет, в настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу ..., ..., в доме бабушки ФИО19 которая умерла, у нее два наследника, однако наследство на сегодняшний день еще не оформлено. Его отец ФИО17. своего жилья не имеет, является инвалидом 2 группы, мать умерла в 2002 году. Представитель администрации ... муниципального района ФИО1 с иском не согласна, суду пояснила, что администрация района не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как в их обязанности входит собрать документы на ребенка оставшегося без попечения родителей, поставить его на учет и включить в очередь на получение жилья. Деньги на приобретение жилья выделяются из федерального и краевого бюджетов. Ребенку выдается именной сертификат, и он приобретает жилье. В 2010 году сертификаты еще не выдавались, в апреле 2010 года ожидается один сертификат, ребенку стоящему в очереди под Номер обезличен. ФИО4 Д. стоит в очереди под Номер обезличен, и предоставив ему жилье сейчас, будут нарушены права других детей, которые стоят в списке раньше него. Действительно ФИО16 своего жилья не имеет, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Представитель ... сельского поселения ФИО2 с иском согласна, суду пояснила, что ФИО4 состоит на учете по ... сельскому поселению, все документы в отношении ФИО4 были направлены в администрацию района. В сельском поселении жилья для предоставления по договору социального найма нет. ФИО20 своего жилья не имеет, его отец ФИО21 временно живет у ФИО9, так как ухаживает за ним, своего жилья также не имеет, ранее проживал в другом районе. Дом по ..., в котором зарегистрирован и проживает ФИО22., принадлежал его бабушке, после ее смерти наследство не оформлено. Дом ветхий, удобств нет. Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв и возражение по иску, из которого следует, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство и Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Правительство и Министерство исполняет свои обязательства по предоставлению денежных средств из бюджета края в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу является администрация ... муниципального района Пермского края. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение и пояснение по иску, из которого следует, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот и должны исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств. Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, просит исключить и Министерство ЖКХ Пермского края из числа третьих лиц. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что ФИО4 Дата обезличена года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Его мать ФИО6 умерла Дата обезличена года, а отец ФИО7 воспитанием сына не занимался, совместно с ним не проживал, является инвалидом 2 группы. Постановлением главы администрации ... района от Дата обезличена года несовершеннолетнему ФИО4 был назначен попечитель, жилое помещение за ним закреплено не было, его родители своего жилья не имели. ФИО4 в установленном порядке Дата обезличена года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ... сельском поселении ... района, Дата обезличена года в администрации ... муниципального района. С Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил военную службу. После увольнения с военной службы жилым помещением обеспечен не был. Изложенное подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4 являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, находился под попечительством, закрепленного жилого помещения не имел, до 23 лет встал на учет для обеспечения жильем, после увольнения с военной службы, не был обеспечен жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме, ФИО4 должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, доводы ответчиков о том, что при предоставлении жилья ФИО4 будут нарушены права других лиц состоящих на учете; обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет, суд находит не состоятельными, как не соответствующими действующему законодательству. В связи с тем, что Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности ... муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации ... муниципального района для покупки жилья, то суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по иску, являются все ответчики, привлеченные по делу. Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию ... муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО4 жилое помещение на территории ..., ... района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... муниципального района Пермского края на приобретение жилого помещения ФИО4 на семью из одного человека. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда И.Н.Аиткулова Секретарь ФИО23