о предоставлении жилого помещения



Дело Номер обезличенР Е Ш Е Н И Е

     именем Российской Федерации

         ... Дата обезличена г.                                                                                                       

         Бардымский районный суд Пермского края в составе:

судьи Аиткуловой И.Н.  

с участием заместителя прокурора ФИО0

истца ФИО4

представителя администрации ... района ФИО1

представителя администрации ... сельского поселения ФИО2

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ... в интересах ФИО4 к администрации ... района, Правительству Пермского края, третьи лица агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация ... сельского поселения, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

... обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию ... района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО4 жилое помещение на территории ..., ..., общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... района на приобретение жилого помещения ФИО4 на семью из одного человека.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой ... в связи с обращением ФИО4 с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что ФИО4, Дата обезличена года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: его отец ФИО7 умер Дата обезличена года, мать ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года был лишен родительских прав.

На основании постановления главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года несовершеннолетний ФИО4 с Дата обезличена года по Дата обезличена года воспитывался в детском доме.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно диплома Номер обезличен ФИО4 Дата обезличена года окончил Профессиональное училище Номер обезличен ... и получил среднее общее образование и начальное профессиональное образование по профессии «мастер отделочных и строительных работ».

По данным жилищной комиссии ... ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей под Номер обезличен.

С момента окончания училища администрация ... района не предоставила ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Администрация ... района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить ФИО4 по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям ..., ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В свою очередь согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация ... сельского поселения обязана заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения.

В судебном заседании заместитель прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

ФИО4 исковые требования поддержал, суду пояснил, что своего жилья не имеет, с Дата обезличена года живет в съемной квартире, зарегистрирован у знакомых, его родители умерли, своего жилья не имели.

Представитель администрации ... района ФИО1 с иском не согласна, суду пояснила, что ФИО4 состоит на учете в жилищной комиссии с Дата обезличена года под номером Номер обезличен. Вопросы обеспечения жильем по договорам социального найма не относятся к компетенции администрации ... района, в собственности администрации не находится жилье предоставляемое по договорам социального найма. Жилищный фонд социального использования находится в собственности сельского поселения. Согласно Указа Губернатора от 22 июля 2000 года № 170 жилье должно быть приобретено по месту постановки на учет, то есть в ... сельском поселении. Лица, поставленные на учет раньше ФИО4 имеют равные с ним права на получение жилья, в связи с этим буду нарушены права этих лиц.

Представитель администрации ... поселения ФИО2 с иском согласна, суду пояснила, что ФИО4 как ребенок оставшийся без попечения родителей состоит на учете на получение жилья с Дата обезличена года. В Дата обезличена году он поставлен на учет как малоимущий. ФИО4 своего жилья не имеет, у его родителей жилья не было, они то снимали жилье, то жили в колхозной квартире, был только дом принадлежащий его бабушке, но он сгорел в Дата обезличена году. В связи с этим жилье за ФИО4 закреплено не было.

Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участи, с иском не согласны, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство и Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

Правительство и Министерство исполняет свои обязательства по предоставлению денежных средств из бюджета края в полном объеме.

Надлежащим ответчиком по делу является администрация ... района.

Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Процедура закрепления за детьми-сиротами жилого помещения законодательством не
предусмотрена (не предусмотрено даже установление этой процедуры).

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, с иском не согласны, в деле имеется возражение, из которого следует, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможность предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот, орган местного самоуправления должен исполнять свои обязательства независимо от каких-либо условий.

На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам обратившимся в суд.

Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для ФИО4 являются неправомерными и не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что ФИО4, Дата обезличена года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Его отец ФИО7 умер Дата обезличена года, мать ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года лишена родительских прав. Постановлением главы администрации ... от Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО4 с Дата обезличена года по Дата обезличена года воспитывался в ... детском доме. Жилое помещение за ним закреплено не было, его родители своего жилья не имели. Поэтому ФИО4 в установленном порядке Дата обезличена года была поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации ... района. Дата обезличена года окончил Профессиональное училище Номер обезличен .... После окончания учебы жилым помещением обеспечен не был. Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Согласно справки центра технической инвентаризации ФИО4 и его родители ФИО7 и ФИО6 не имеют в ... квартиры и жилья в частном доме, принадлежащем им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали л.д. Номер обезличен).

ФИО4 состоит на регистрационном учете в администрации ... района как ребенок оставшийся без попечения родителей и нуждающийся в получении жилого помещения с Дата обезличена года л.д. Номер обезличен).

При устройстве ФИО4 в детский дом жилое помещение за ним закреплено не было л.д. Номер обезличен).  

С Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО4 воспитывался в детском доме л.д. Номер обезличен).

Согласно диплома Номер обезличен ФИО4 Дата обезличена года окончил Профессиональное училище Номер обезличен ... л.д. Номер обезличен).

Его отец ФИО7 умер Дата обезличена года л.д. Номер обезличен).

Мать ФИО6 решением ... суда от Дата обезличена года лишена родительских прав л.д. Номер обезличен).

ФИО6 умерла Дата обезличена года л.д. Номер обезличен).

Представители администрации ... района и администрации ... сельского поселения подтвердили, что ФИО4 является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, в связи с этим состоит на учете для получения жилья, закрепленного жилья не имеет, нуждается в жилом помещении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4 являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживал в детском доме, закрепленного жилого помещения не имел, до 23 лет встал на учет для обеспечения жильем, однако после окончания учебы, не был обеспечен жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме, ФИО4 должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, доводы ответчиков о том, что при предоставлении жилья ФИО4 будут нарушены права других лиц состоящих на учете, суд находит не состоятельными, как не соответствующими действующему законодательству.

В связи с тем, что Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности ... района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации ... района для покупки жилья, то суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по иску, являются все ответчики, привлеченные по делу.

Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию ... района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО4 жилое помещение на территории ..., ... Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации ... района Пермского края на приобретение жилого помещения ФИО4 на семью из одного человека.

Решение может быть обжаловано в  Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда И.Н.Аиткулова

Секретарь ФИО18

а