о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-559-10 КОПИЯР Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 3 декабря 2010 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.,

с участием помощника прокурора района Самигуллина Н.З.,

истца Мустафиной М.М.,

представителя ответчика - администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.,

представителя третьего лица – администрации Бардымского сельского поселения Габзалиловой М.Х.

при секретаре Рожковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Мустафиной М.М. к администрации Бардымского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, третьи лица Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация Бардымского сельского поселения, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на приобретение жилого помещения Мустафиной М.М., приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди Мустафиной М.М..

Обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Мустафиной М.М..

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Мустафиной М.М. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающей статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как ее мать И и отец М решением Бардымского районного суда от 18.02.2002г. лишены родительских прав.

На основании постановления главы муниципального образования «Бардымский район» от 08.05.2002г. Мустафина передана в приемную семью С

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ Мустафина М.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

По данным жилищной комиссии <адрес> района Мустафина М.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, включена в льготный список детей-сирот для получения жилья, учетный .

С момента окончания учебы ГОУ НПО ПУ <адрес> ей не представили вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Мустафиной М.М. по договору социального найма вне очереди жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Мустафина М.М. относится к категории детей, оставшейся без попечения родителей. Согласно законодательству должна быть обеспечена жильем на территории <адрес>. Она состоит на учете, закрепленного за ней или собственного жилья не имеет.

Истец Мустафина М.М. исковые требования поддержала, согласна мнением и пояснениями прокурора.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. иск прокурора в интересах Мустафиной М.М. признала, показала, что она состоит на учете для получения жилья. Жилье ей должно быть предоставлено на территории <адрес> по мере поступления средств из краевого и федерального бюджета.

Представитель Министерства финансов Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв по иску, из которого следует, что финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья. Все средства бюджета имеют строго целевой характер. Министерство финансов не вправе самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства.

В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

Министерство исполняет свои обязательства по предоставлению денежных средств из бюджета края в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу является администрация Бардымского муниципального района Пермского края. Просит привлечь в качестве соответчиков Министерство ЖКХ и социального развития Пермского края, считают Министерство финансов Пермского края ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель Министерства финансов Пермского края просит в удовлетворении иска к Министерству отказать.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие. В деле имеется отзыв по иску, из которого следует, действия по предоставлению жилья детям-сиротам осуществляются органами местного самоуправления. Заложенные ежегодно средства в бюджете края направляются органам местного самоуправления. Распределение средств утверждается распоряжением Правительства края. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти. Мустафина М.М. поставлена на учет, но постановление органа местного самоуправления отсутствует. Не представлены документы наличия в собственности жилья у родителей, также и у самой Мустафиной М.М.. Полагают, что у нее не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением и просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот и должны исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Министерство финансов Пермского края исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств. Просит отказать в исковых требованиях в части возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. , жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Мустафина М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ее родители по решению суда лишены родительских прав.

Жилое помещение за ней закреплено не было, ее родители своего жилья не имели, в приватизации жилья не участвовала. Мустафина М.М. в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации <адрес> муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Мустафина М.М. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживала в приемной семье, закрепленного жилого помещения не имела, встала на учет для обеспечения жильем, после окончания общеобразовательного учебного заведения не была обеспечена жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории <адрес>.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5).

Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7).

Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13).

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками и третьими лицами по иску, являются все ответчики и третьи лица, привлеченные по делу.

Согласно ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

2. В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Истцы по делу прокурор и Мустафина М.М. не согласны на исключение ответчика, а также изменение статуса третьих лиц. Просят рассмотреть дело по заявленному иску с привлечением указанных ими сторон. Поэтому ходатайства и заявления ответчика о замене статуса участников удовлетворению не подлежит.

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулирован, порядок выделения средств определен, средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими для этих целей, суд считает, что нет необходимости дополнительно возлагать на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Мустафиной М.М. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Распределение и использование средств осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Указанные средства являются целевыми, выделяются исходя из распределения как из федерального, так и краевого бюджета. Поэтому суд считает излишним указывать источники финансирования, выделение указанных средств какими-либо ведомствами или бюджетами. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Мустафиной М.М. жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части требования обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Мустафиной М.М., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда А.С.Зайнышев