о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-588-10 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 17 декабря 2010 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.,

с участием помощника прокурора района Самигуллина Н.З.,

истца Илькаева И.Д.,

представителя ответчика - администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.,

представителя третьего лица – администрации Красноярского сельского поселения Иманаевой А.В.,

при секретаре Зайникаевой Г.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Илькаева И.Д. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, третье лицо администрация <адрес> сельского поселения, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на приобретение жилого помещения Илькаеву И.Д., приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в собственность <адрес> сельского поселения в целях предоставления его Илькаеву И.Д. на семью из 3 человек.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Илькаева И.Д. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающим статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как его мать А и отец Б решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ <данные изъяты> является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Илькаев И.Д. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

С момента отчисления 01.06.2009г. из учебы ГОУ НПО ПУ ему не представили вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Илькаеву И.Д. по договору социального найма вне очереди жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация <адрес> сельского поселения обязана заключить с Илькаевым И.Д. договор социального найма жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Илькаев И.Д. относится к категории детей, оставшейся без попечения родителей. Согласно законодательству должен быть обеспечен жильем на территории <адрес>. Просит предоставить жилье по договору социального найма с <адрес> сельским поселением с учетом членов семьи в количестве 3 человек. Проведена прокурорская проверка по заявлению Илькаева И.Д.. Он состоит на учете, закрепленного за ним или собственного жилья не имеет.

Истец Илькаев И.Д. исковые требования поддержал, согласен с мнением и пояснениями прокурора.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. иск прокурора в интересах Илькаева И.Д.. признала, показала, что он состоит на учете для получения жилья. Жилье должно быть предоставлено по договору социального найма по мере поступления средств из краевого и федерального бюджета.

Представителю ответчика разъяснены положения ст. 173 ГПК РФ, которые ей понятны. Суд принял признание исковых требований.

Представитель третьего лица администрации <адрес> сельского поселения требования по иску поддерживает, согласно законодательству имеет право на получение жилья. Илькаев И.Д. состоит в сельском поселении на внеочередном учете.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв по иску, из которого следует, что финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ и входит в компетенцию органов государственной власти субъекта РФ.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма. Правительство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, свои обязательства исполняет своевременно и в полном объеме.

Правительство Пермского края просит в удовлетворении иска отказать.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Бардымского района Илькаев И.Д. устроен в детский дом (л.д.).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «Бардымский район» над Илькаевым И.Д. установлено попечительство (л.д.).

Согласно справке <адрес> филиала ГУП «ЦТИ» Илькаев И.Д. в Бардымском районе не имеет квартиры или жилья в частном доме, принадлежащем на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал (л.д. ).

Илькаев И.Д. состоит в браке (л.д. ), имеет малолетнего ребенка (л.д.).

Решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оба родителя Илькаева И.Д. лишены родительских прав (л.д.).

Отец Илькаева И.Д. Б умер 27 сентября 2001 года (л.д.)

Решением заседания жилищной комиссии от 22.10.2010г. Илькаев И.Д. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.).

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично, изложив в редакции, соответствующей требованиям.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, к которым относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено, что Илькаев И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ее родители по решению суда лишены родительских прав, отец умер.

Жилое помещение за ним закреплено не было, в приватизации жилья не участвовал, в собственности жилого помещения не имеет. Илькаев И.Д. в установленном порядке был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Илькаев И.Д. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживал в приемной семье, закрепленного жилого помещения не имел, встал на учет для обеспечения жильем, после окончания общеобразовательного учебного заведения не был обеспечен жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории <адрес> сельского поселения.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5).

Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7).

Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13).

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья,

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулирован, порядок выделения средств определен, средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими для этих целей, суд считает, что нет необходимости дополнительно возлагать на Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Илькаеву И.Д.. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Распределение и использование средств осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Указанные средства являются целевыми, выделяются исходя из распределения как из федерального, так и краевого бюджета. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди Илькаеву И.Д., на семью из трех человек, жилое помещение на территории <адрес> сельского поселения, Бардымского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части требования обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Илькаеву И.Д., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда А.С.Зайнышев

Секретарь Г.И.Зайникаева