именем Российской Федерации с.Барда 8 ноября 2010 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием истца Акбашевой Т.М., представителя истца Абдаловой А.М. представителя ответчика - администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И., переводчика Кантугановой М.М., при секретаре Зайникаевой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акбашевой Т.М. к администрации Бардымского муниципального района, о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и признании права на приватизацию квартиры, У С Т А Н О В И Л: Акбашева Т.М. обратилась к администрации Бардымского муниципального района с иском о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и признании права на приватизацию квартиры по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим образом. В соответствии с договор социального найма жилого помещения № от 11 ноября 2005 года муж истицы А являлся нанимателем квартиры <адрес>. Указанная квартира была предоставлена после пожара, когда был уничтожен жилой дом в <адрес>. Истица зарегистрирована в квартире с 16 мая 2001 года. Также были зарегистрированы сын со своей семьей, которые в настоящее время выписались. Муж умер 18.08.2007г. В настоящее время она в данной квартире проживает и зарегистрирована одна. С 2008 года она собрала все документы на приватизацию квартиры и письмом главы администрации района № от 12.07.2010г. ей отказано в приватизации жилого помещения. Считает отказ в приватизации незаконным. Она ранее в приватизации жилья не участвовала, в собственности другого жилья не имеет. Жилое помещение ей предоставлено на условиях социального найма. Просит признать недействительным отказа в приватизации жилого помещения и признании права на приватизацию квартиры по адресу: <адрес>, обязать заключить договор передачи в порядке приватизации и взыскать судебные расходы в ее пользу. В судебном заседании истец Акбашева Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в 2008 году к ней пришли представители из Бюро технической инвентаризации, чтоб произвести обмер квартиры для изготовления паспорта помещения. Попросили заплатить 1400 рублей. Она заплатила и ей сделали технический паспорт жилого помещения. Ей посоветовали обратится в комитет по имущественным отношениям для приватизации квартиры. В комитете попросили подготовить документы. Объяснили, что квартира подлежит приватизации на основании договора социального найма. Она в 2010г. после перевыборов главы района обратился с заявлением о приватизации. Ей отказали в приватизации квартиры, объяснив, что необходимо решить через суд. Она обратилась в суд с заявлением. В настоящее время она зарегистрирована и проживает одна в квартире с марта 2001 года. Сама оплачивает коммунальные услуги с момента проживания. Ранее жила в <адрес>. 8.02.2001г. дом сгорел полностью. Глава района И обещал и через месяц предоставил квартиру в бессрочное пользование. Потом заключили договор, который утерян. В 2005 году составили другой договор социального найма жилого помещения. Никто не говорил, что квартира принадлежит администрации района, является специализированным жилым помещением, маневренное или социальное жилье. Муж умер в 2007 году. Договор социального найма не пересоставили. От нее попросили в Управляющую компанию свидетельства о браке и смерти мужа, потом все переименовали на ее имя. Она является ветераном труда. У нее был дом, не состояла на учете в качестве нуждающихся жильем. Потом ей предоставили квартиру, поэтому также не вставала на учет. Необходимости встать на учет у нее не было. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель истца Абдалова А.М. исковые требования истца поддержала, пояснила, что истицей квартира с самого начала использовалась на условиях социального найма. Права и обязанности возникли до принятия нового Жилищного кодекса РФ. Постановление № главы администрации района об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому помещению маневренного фонда принято только 24.10.2005г.. А само Положение о специализированном жилом фонде утверждено только 12.11.2009г. Решением Земского Собрания района. Договор социального найма жилого помещения был заключен 11.11.2005г. На квартиру право муниципальной собственности не зарегистрировано, в реестр муниципального жилья или маневренного фонда не включен. Акбашева Т.М. является членом семьи нанимателя. Она имеет право на приватизацию в соответствии с Законом «О приватизации». Она в приватизации жилья ни разу не участвовала, в собственного жилья не имеет. Договор найма жилого помещения маневренного фонда с ней не заключался. Квартира предоставлена на законных основаниях, использовалась на условиях социального найма жилого помещения. Указанный договор социального найма жилого помещения никем не оспаривается, не признан недействительным. Представитель ответчика Кариева И.И. исковые требования не признала, пояснила, что постановлением главы администрации района № от 13.03.2001г. спорная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду на основании Закона «О ветеранах». Квартира является муниципальной собственностью на основании договора купли-продажи от 21.02.2001г., которая не подлежит приватизации на основании п.2 данного Постановления. В 2002 году разработано Положение об отделении постоянного проживания с улучшенными условиями. В 2005 году отдел социальной защиты населения ликвидирован. Квартира постановлением главы района № от 24.10.05г. переведена в жилое помещение маневренного фонда. В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилое помещение предоставляется гражданам, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении малоимущим по решению органа местного самоуправления.. От Акбашевой Т.М. заявления о постановке на учет не было и она на учете не состояла и не состоит. Решение органа о предоставлении жилого помещения не имеется. В преамбуле договора социального найма жилого помещения указано, что договор заключается на основании постановления № от 13.03.01г., где указано о том, что не подлежит приватизации. На момент предоставления квартиры семья состояла из 6 человек, что не соответствовало норме предоставления жилого помещения, установленные администрацией Бардымского сельского поселения в размере 14 кв.м., а также по ЖК РФ – 12 кв.м. Жилье было выделено как социальное жилье по норме 6 кв.м.. Договор социального найма жилого помещения как сделка является недействительной, был подписан главой района под заблуждением в силу допущенной ошибки работников администрации и юриста. Вины нанимателя квартиры и членов семьи его семьи в этом нет. Должен был быть заключен договор найма маневренного фонда. Акбашева Т.М. не приобрела право на жилое помещение. Квартира относиться к маневренному фонду. Специализированное жилье не подлежит отчуждению. Договор социального найма является недействительным, невозможно применить последствия вытекающие из данного договора. Не соблюден порядок предоставления жилья по договору социального найма. В удовлетворении иска просит отказать. Письмом за подписью главы Бардымского муниципального района С в удовлетворении заявления Акбашевой Т.М. о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу №, отказано на основании постановления № от 13.03.2001г. (л.д.№). В деле имеется постановление главы администрации Бардымского района Пермской области №123 от 13.03.2001г. «О создании муниципального жилищного фонда для ветеранов» (л.д.№) В постановлении указано о том, приобретенная по договору купли-продажи в муниципальную собственность спорная квартира выделена в распоряжение отдела социальной защиты населения администрации района. Квартиру жилищной комиссией Бардымской сельской администрации предоставить по решению Совета ветеранов и отдела социальной защиты населения без права приватизации. Отделу социальной защиты населения рассмотреть вопрос о назначении социального работника по уходу за ветеранами. 11 ноября 2005 года муниципальное образование «Бардымский район» в лице главы администрации У и А заключили договор социального найма жилого помещения №, по которому А и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение по адресу <адрес>, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселялись члены семьи: жена- Акбашева Т.М. (л.д. №). Подлинность договора, несоответствие подписей и печатей, а также содержание никто из сторон не оспаривает. Согласно свидетельству о смерти А умер 18 августа 2007 года (л.д.№). По информации начальника отдела по <адрес> МТУ № Минсоцразвития Пермского края Акбашева Т.М. на учете получателей услуг по надомному социальному обслуживанию не состояла и не состоит (л.д.№). Согласно договору купли – продажи квартиры от 21 февраля 2001 года администрация Бардымского района приобрела квартиру по адресу <адрес>, за 240 тысяч рублей. Покупатель приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в Пермской областной регистрационной палате (л.д.№). Согласно уведомлению Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 8 сентября 2010 года право собственности на спорную квартиру ни за кем не закреплено (л.д.№). Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от 01.11.2010г. указанная квартира является собственностью муниципального образования «Бардымский муниципальный район» Пермского края (л.д. №). Согласно оценки <адрес> филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» жилья, передаваемого в собственность граждан, расположенного <адрес>, инвентаризационная стоимость квартиры составляет 154343 рубля. Квартира на 28.11.2008г. под запретом, арестом или залогом не состоит (л.д. №). В деле имеется кадастровый паспорт жилого помещения (л.д.№). Постановлением главы муниципального района № от 24.10.2005г. спорная квартира отнесена к специализированным жилым помещениям маневренного фонда муниципального образования «Бардымский район» (л.д.№). Решением Земского собрания Бардымского муниципального района № от 12.11.2009г. утверждены «Положение о специализированном жилом фонде Бардымского муниципального района» и «Типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда» (л.д.№). Согласно справок Бардымского сельского поселения Акбашева Т.М. на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла (л.д. №). Согласно справкам администрации Бардымского сельского поселения, по адресу <адрес>, с 16 мая 2001 года по настоящее время зарегистрирована и проживает Акбашева Т.М.. Задолженности по жилищно-коммунальным услугам не имеется. Основанием для регистрации явился договор социального найма жилого помещения № от 11.11.05г. (.л.д. №) Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> сообщает о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Акбашевой Т.М. не зарегистрированы (л.д.№). <адрес> филиал ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» сообщает об отсутствии на Акбашеву Т.М. регистрации на праве собственности объектов недвижимости. В приватизации жилья в Бардымском районе не участвовала (л.д. №). Акбашева Т.М. является ветераном труда (л.д.№), инвалидом 2 группы (л.д.№). Расходы по содержанию и уплате жилищно-коммунальных услуг оплачивала Акбашева Т.М. (л.д.№). Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Акбашевой Т.М. подлежат удовлетворению в полном объеме. Судом установлено, что спорное жилое помещение по адресу <адрес>, относится к муниципальной собственности и отнесен в муниципальный жилищный фонд. Глава администрации района наделен полномочиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Бардымского муниципального района, на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Договор социального найма заключен уполномоченным на то органом местного самоуправления. Договор социального найма жилого помещения № заключен между мужем истца и муниципальным образованием «Бардымский район» на законных основаниях, не противоречит законодательству. Акбашева является членом семьи нанимателя. Ссылка представителя ответчика на заключение договора под влиянием заблуждения неосновательна, не доказана в судебном заседании, не может иметь существенное значение. Об этом свидетельствует также сама процедура заключения договора, его соответствие требованиям закона, прохождение всех согласовательных мероприятий до подписания сторонами. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Согласно ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. 2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. 3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ). Акбашева Т.М. от своих жилищных прав не отказывается, оплату жилья и коммунальных услуг осуществляет своевременно, постоянно проживает в данном жилье, не намерена добровольно выехать из жилого помещения. Истец в собственности никакого жилого помещения не имеет, в приватизации жилья не участвовала. Она признается нуждающимся в жилом помещении и имеет право на предоставление ей жилья из муниципального жилого фонда. Доводы ответчика о том, что истец не состояла на учете как нуждающийся в жилом помещении, отсутствует решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения, по мнению суда не основательны. Как утверждает истец, она имела в собственности жилое помещение в <адрес>. Жилье было уничтожено в результате пожара, и ей было предоставлено другое жилье по договору социального найма. Необходимости встать на учет у нее не было, тем более этого никто не требовал. Ответчик ссылается на постановление главы администрации Бардымского района Пермской области № 123 от 13.03.2001г. «О создании муниципального жилищного фонда для ветеранов». Во исполнение данного распоряжения и был составлен договор социального найма жилого помещения. При издании данного нормативного акта никто не учитывал то обстоятельство, что Акбашева Т.М. не состоит на учете, тем более не состоит при заключении договора социального найма. Сама Акбашева Т.М. к данному постановлению никакого отношения не имеет. Основанием составления договора социального найма жилого помещения данное постановление не может быть. Постановление не определяет вид спорного жилого помещения, к какому виду специализированного жилого помещения относится жилая <адрес>. Представителем ответчика предоставлено суду другое постановление главы муниципального образования «Бардымский район» №536 от 24.10.2005 года «Об отнесении к специализированным жилым помещениям маневренного фонда» (л.д. №), которая издана в соответствии с ГК РФ и ЖК РФ. Согласно п. 1 постановления жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отнесена к специализированному жилому помещению маневренного фонда. Представитель ответчика в судебном заседании не представил суду ни решение заседания жилищной комиссии, ни протокол заседания. Кроме того, данное постановление было издано до составления договора социального найма, но в договоре ссылки на него нет. Само Положение о специализированном жилищном фонде утверждено только 12.11.2009г. Ссылка ответчика об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилому помещению необоснованна и не доказана. Установлено, что жилое помещение является собственностью муниципального района как жилое помещение – 2-комнатная квартира, общей площадью 47,3 кв.м., на 3 этаже 5- этажного жилого дома (л.д.№). С Акбашевой Т.М. договор найма жилого помещения маневренного фонда не заключался. Не представлено ответчиком и реестры об отнесении спорного жилого помещения к маневренному фонду, или же специализированному фонду. Статусом социального жилого помещения изолированная квартира не располагает и не признана таковым. Акбашева Т.М. на учете получателей услуг по надомному социальному обслуживанию не состояла и не состоит. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статья 2 указанного Закона определяет, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно ст.7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15.06.2006 N 6-П указал, что единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления. Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Истец Акбашева Т.М. с 16 мая 2001 года зарегистрирована и проживает в спорной квартире. С момента проживания несет на себе расходы по содержанию и оплате коммунальных услуг. До 1.11.2010г. собственника квартиры не имелось. Акбашева Т.М. ранее безвозмездно другое жилое помещение не приватизировала. В силу ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» она имеет право бесплатно приватизировать занимаемую ей квартиру по адресу <адрес>. Принимая во внимание ч.2 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд полагает, что если Акбашева Т.М. по независящим от нее причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ей на основании договора социального найма жилого помещения, она может признать право на приватизацию в судебном порядке. Каких либо ограничений для приватизации законом не установлено и представителем ответчика суду не представлено. В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Требования истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме 2500 рублей подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск Акбашевой Т.М. удовлетворить в полном объеме. Признать отказ администрации Бардымского муниципального района Пермского края в приватизации занимаемой Акбашевой Т.М. квартиры недействительным. Признать за Акбашевой Т.М. право на приватизацию двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края заключить договор передачи квартиры Акбашевой Т.М. в порядке приватизации. Взыскать с администрации Бардымского муниципального района Пермского края в пользу Акбашевой Т.М. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 2500 (две тысячи пятьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.С.Зайнышев секретарь Г.И.Зайникаева