о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-587-10Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 27 декабря 2010 г.

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

судьи Аиткуловой И.Н.

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.

истца Заитовой Н.А.

представителя администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.

при секретаре Тляшевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Заитовой Н.А. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, третье лицо администрация Федорковского сельского поселения, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Заитовой Н.А. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Заитовой Н.А. на семью из 2 человек.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Заитовой Н.А. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Заитова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: ее отец З умер 17 января 2003 года, мать Х решением Бардымского районного суда от 19 мая 2003 года лишена родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Заитова Н.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Заитова Н.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

С момента отчисления 31 августа 2004 года из МОУ «Бардымский детский дом» вне очереди жилое помещение по договору социального найма Заитовой Н.А. предоставлено не было.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Заитовой Н.А. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, просит, чтобы жилое помещение Заитовой Н.А. было предоставлено на территории Бардымского района.

Заитова Н.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что своего жилья не имеет, с 2003 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, зарегистрирована у родственников, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. с иском согласна, суду пояснила, что по мере выделения денежных средств жилье будет предоставлено.

Представитель Федорковского сельского поселения с иском согласен, просит рассмотреть дело без их участия.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года.

Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме.

Считают, что у Заитовой Н.А. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Заитова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ее отец З умер 17 января 2003 года (л.д. ), мать Х решением Бардымского районного суда от 19 мая 2003 года лишена родительских прав (л.д. ), Заитова Н.А. являлась воспитанницей Бардымского детского дома с 20 июня 2003 года по 31 августа 2004 года, где была поставлена на льготную очередь по жилью (л.д. ), далее на основании постановления главы муниципального образования «Бардымский район» № 526 от 19 октября 2005 года над несовершеннолетней Заитовой Н.А. было установлено попечительство (л.д. ), 19 марта 2008 года у Заитовой Н.А. родилась дочь К (л.д. ), Заитова Н.А. в собственности жилья не имеет (л.д. ), согласно информации Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> К, З, Х недвижимого имущества на праве собственности не имеют, на основании информации <данные изъяты> филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края» Х и З жилья на праве собственности не имеют, в приватизации не участвовали.

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Заитова Н.А. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 18 ноября 2003 года, очередность на 27 декабря 2010 года № .

Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Заитова Н.А. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлась воспитанницей детского дома, затем проживала с попечителем, закрепленного жилья не имела, до 18 лет Заитова Н.А. встала на учет для обеспечения жильем, с момента отчисления из детского дома не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Заитовой Н.А. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Заитовой Н.А., то есть с учетом ее несовершеннолетнего ребенка, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам.

Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Заитовой Н.А. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относиться к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Заитовой Н.А., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Заитовой Н.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - И.Н.Аиткулова

Секретарь А.Р.Тляшева