о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-208-2011Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 11 марта 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.,

истца Абляева Р.Н.,

представителя администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.

при секретаре Каримовой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Абляева Р.Н. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Абляеву Р.Н. на семью из двух человек жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Абляеву Р.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма на семью из 2 человек.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Абляева Р.Н. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Абляев Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей : отец А решением <адрес> районного суда от 15 июля 2004 года объявлен умершим, мать Б решением <адрес> районного суда от 28 декабря 1989 года лишена родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Абляев Р.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Абляев Р.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось.

С момента окончания в 2008 году ФГОУ СПО «<адрес> политехнический колледж им. С» вне очереди жилое помещение по договору социального найма Абляеву Р.Н. предоставлено не было.

16 октября 2009 года Абляев Р.Н. заключил брак с Р

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Абляеву Р.Н. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Абляев Р.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что зарегистрирован по адресу: <адрес> в доме, принадлежащем Ю, в <адрес> с женой снимают жилье уже около 3 лет, своего жилья не имеет, в приватизации жилья никогда не участвовал. В 2008 году окончил колледж. Его родители умерли, своего жилья не имели.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. с иском согласна в части предоставления жилья на Абляева Р.Н. без учета члена семьи, т.к. его жена не относится к категории детей-сирот, на нее не распространяется действие закона, и право на получения жилья она не имеет. Предоставление жилья детям-сиротам относится к расходным обязательствам Пермского края, по мере поступления средств, администрация Бардымского района изыщет средства и приобретет жилье Абляеву Р.Н.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.руб.

Предоставление жилого помещения Абляеву Р.Н. с учетом членов его семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей.

Считают, что у Абляева Р.Н. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Абляев Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отец А решением <адрес> районного суда от 15 июля 2004 года объявлен умершим (л.д.), мать Б решением <адрес> районного суда от 28 декабря 1989 года лишена родительских прав (л.д.), постановлением главы администрации <адрес> от 7 августа 1999 года несовершеннолетнему Абляеву Р.Н. был назначен опекун (л.д. ), 01 июля 2008 года Абляев Р.Н. окончил обучение в ФГОУ СПО «<адрес> политехнический колледж имени С» (л.д. ), 16 октября 2009 года был заключен брак между Абляевым Р.Н. и Р( л.д.), Абляев Р.Н. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал (л.д. ), его отец А, мать Б, жена Р также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали ( л.д.).

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Абляев Р.Н. состоит на учете, как нуждающийся в получении жилого помещении по программе реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 18 ноября 2003 года, очередность№. (л.д. ).

Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Абляев Р.Н., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имел и не имеет, зарегистрирован в чужом домовладении, до 18 лет Абляев Р.Н. встал на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не был обеспечен жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Абляеву Р.Н. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Абляева Р.Н., то есть с учетом его супруги, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности

Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Абляеву Р.Н. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Абляеву Р.Н., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Абляеву Р.Н., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова

Секретарь И.Ф.Каримова