о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-251-11Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 24 марта 2011 г.

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

судьи Аиткуловой И.Н.

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.

истца Батыргореевой Р.Ф.

представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М.

при секретаре Каримовой И.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Батыргореевой Р.Ф. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Батыргореевой Р.Ф. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Батыргореевой Р.Ф.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Батыргореевой Р.Ф. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Батыргореева Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: ее отец А и мать Б решением суда от 30 мая 2001 года лишены родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Батыргореева Р.Ф. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Батыргореева Р.Ф. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

С момента окончания в 2006 году ГОУ НПО «Профессиональное училище » вне очереди жилое помещение по договору социального найма Батыргореевой Р.Ф. предоставлено не было.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Батыргореевой Р.Ф. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Батыргореева Р.Ф. исковые требования поддержала, суду пояснила, что своего жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. с иском согласна.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что у Батыргореевой Р.Ф. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Батыргореева Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ее отец А и мать Б решением суда от 30 мая 2001 года лишены родительских прав (л.д. ), постановлением администрации Бардымского района от 10 октября 2001 года над Батыргореевой Р.Ф. было установлено опекунство (л.д. ), 26 июня 2006 года Батыргореева Р.Ф. окончила обучение в Профессиональном училище (л.д. ), Батыргореева Р.Ф. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 20 февраля 2002 года (л.д. ), Батыргореева Р.Ф. и ее родители Б и А в собственности жилья не имеют (л.д. ), согласно похозяйственных книг дом по адресу <адрес>, принадлежал дедушке Батыргореевой Р.Ф. В, который умер 18 апреля 2001 года, после его смерти в доме проживает мать Батыргореевой Р.Ф., право собственности на дом не оформлено.

Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Батыргореева Р.Ф. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывалась опекуном, закрепленного жилья не имела, до 18 лет Батыргореева Р.Ф. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания учебного заведения не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Батыргореевой Р.Ф. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

То обстоятельство, что Батыргореева Р.Ф. зарегистрирована и проживает в доме, который принадлежал ее дедушке, в котором также проживает и ее мать, не является основаниям для отказа в удовлетворении иска, так как данное жилое помещение за Батыргореевой Р.Ф. закреплено не было. На момент лишения родительских прав родителей Батыргореевой Р.Ф. жилое помещение по адресу <адрес>, им на праве собственности не принадлежало, принадлежало дедушке истицы, после его смерти наследство не принято. На основании решения жилищной комиссии от 26 января 2011 года Батыргореева Р.Ф. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, поэтому ей должно быть предоставлено жилое помещение по месту постановки на учет.

Исковые требования прокурора в части обязания <адрес> произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Батыргореевой Р.Ф. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относиться к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края, за счет средств бюджета Пермского края, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Батыргореевой Р.Ф., жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Батыргореевой Р.Ф., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - И.Н.Аиткулова

Секретарь И.Ф.Каримова