именем Российской Федерации с.Барда 19 января 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора района Самигуллина Н.З., истца Абдульмановой А.Р., представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И., при секретаре Зайникаевой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Абдульмановой А.Р. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Абдульмановой А.Р. на семью из двух человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Абдульмановой А.Р.. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Абдульмановой А.Р. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающей статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как ее мать решением Бардымского районного суда от 31.05.2004г. лишена родительских прав, а отец умер 21.01.2005г. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст.121 СК РФ Абдульманова А.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этими федеральными законами. По данным жилищной комиссии Бардымского района Абдульманова А.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей. С момента окончания учебы ГОУ СПО ПУ «<адрес> педагогический колледж физической культуру и спорта» ей не представили вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Абдульманова А.Р. относится к категории детей, оставшейся без попечения родителей. Согласно законодательству должна быть обеспечена жильем на территории района. Имеет на иждивении одного ребенка. Она состоит на учете, закрепленного за ней или собственного жилья не имеет. Истец Абдульманова А.Р. исковые требования поддержала, согласна мнением и пояснениями прокурора. Она в браке не состоит ни с кем. Проживает в доме родителей или бабушки. В собственности жилья не имеет. Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. иск прокурора в интересах Абдульмановой А.Р. признала, показала, что она состоит на учете для получения жилья. Жилье ей должно быть предоставлено на территории района по мере поступления средств из краевого и федерального бюджета. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие. В деле имеется отзыв по иску, из которого следует, что действия по предоставлению жилья детям-сиротам осуществляются органами местного самоуправления. Заложенные ежегодно средства в бюджете края направляются органам местного самоуправления. Распределение средств утверждается распоряжением Правительства края. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти. <данные изъяты> поставлена на учет, но постановление органа местного самоуправления отсутствует. Не представлены документы наличия в собственности жилья у родителей. Полагают, что у нее не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением и просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Абдульманова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилое помещение за ней закреплено не было, ее родители своего жилья не имели, в приватизации жилья не участвовала. Она в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района. Таким образом, суд приходит к выводу, что Абдульманова А.Р. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имела, встала на учет для обеспечения жильем, после окончания общеобразовательного учебного заведения и колледжа не была обеспечена жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории Бардымского района. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5). Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7). Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13). В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья. В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулирован, порядок выделения средств определен, средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими для этих целей, суд считает, что нет необходимости дополнительно возлагать на Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Абдульмановой А.Р. на семью их двух человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части требования обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Абдульмановой А.Р., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.С.Зайнышев