именем Российской Федерации с.Барда 23 марта 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З., истца Уразаева А.И., представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М., при секретаре Зайникаевой Г.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Уразаева А.И. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Уразаеву А.И. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья в целях предоставления его по договору социального найма Уразаеву А.И. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Уразаева А.И. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающим статусом ребенка - сироты, проведена проверка и установлено, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты, так как его отец А умер 18.12.2000г., мать Б умерла 06.08.2004г. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ Уразаев А.И. имеет статус ребенка – сироты, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании решения жилищной комиссии Бардымского района от 16.05.2008г. Уразаев А.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. С момента окончания в 2009 году <адрес> ему не представили вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Уразаеву А.И. по договору социального найма вне очереди жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Уразаев А.И. обращался в прокуратуру с заявлением. В ходе проверки заявления установлено, что он относится к категории ребенок – сирота, состоит на очереди для получения жилья. Согласно законодательству должен быть обеспечен жильем на территории района. Собственного жилья не имеет, в приватизации не участвовал. Жилье родителей ему было закреплено до совершеннолетия, дом перешел в собственность сестры. Истец Уразаев А.И. исковые требования поддержал, согласен с мнением и пояснениями прокурора. Он нуждается в жилом помещении. Дом принадлежал отцу, сестра вступила в наследство и оформила на себя. Дом имеет жилую площадь 25 кв.м. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. иск прокурора в интересах Уразаева А.И. признала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и документов в деле. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв по иску, из которого следует, что финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ и входит в компетенцию органов государственной власти субъекта РФ. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма. Правительство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, свои обязательства исполняет своевременно и в полном объеме. В материалах дела не имеется постановления органа местного самоуправления о постановке на учет Уразаева А.И., не имеется данных о наличии жилья у родителей в собственности, за Уразаевым закреплено жилое помещение, поэтому считают, что у него не возникло право на обеспечение жилым помещением. Правительство Пермского края просит в удовлетворении иска отказать. Свидетель В показала, что дом, в котором они живут в настоящее время, принадлежал отцу. После смерти родителей остались трое детей. Дом жилой площадью 25 кв.м., проживают 5 человек. Она вступила в наследство и оформила дом на право собственности. Она мать одиночка, имеет ребенка 2009 года рождения. Завещания по дому не было. Постановлением №2964 от 23.08.2004г. главы муниципального образования «Бардымский район» над Уразаевым А.И. установлено попечительство, за ним закреплен жилой дом по адресу <адрес>, до его совершеннолетия (л.д.№). Согласно справке <адрес> филиала ГУП «ЦТИ» и уведомления ЕГРП Уразаев А.И. в Бардымском районе не имеет квартиры или жилья в частном доме, принадлежащем на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал (л.д.№). Отец Уразаева А.И. и мать умерли (л.д.№). Жилой дом по адресу <адрес>, согласно свидетельства о государственной регистрации права принадлежит на праве собственности В, сестре истца (л.д.№). Решением заседания жилищной комиссии от 16.05.2008г. Уразаев А.И. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, очередность на 18.02.2011 № (л.д.№). Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, к которым относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Судом установлено, что Уразаев А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка - сироты. Его родители умерли. Жилое помещение за ним закреплено было до совершеннолетия, в приватизации жилья не участвовал, в собственности жилого помещения не имеет. Жилой дом по наследству перешло в собственность сестры истца, жилая площадь на семью из 5 человек составляет 25,5 кв.м. Уразаев А.И. в установленном порядке был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района. Таким образом, суд приходит к выводу, что Уразаев А.И. являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилого помещения не имел, встал на учет для обеспечения жильем, после окончания учебного заведения не был обеспечен жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории Бардымского района. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5). Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7). Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13). В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья, В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулирован, порядок выделения средств определен, средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими для этих целей, суд считает, что нет необходимости дополнительно возлагать на Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Уразаеву А.И. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать. Распределение и использование средств осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Указанные средства являются целевыми, выделяются исходя из распределения как из федерального, так и краевого бюджета. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Уразаеву А.И. жилое помещение на территории Бардымского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части требования обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления Уразаеву А.И., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.С.Зайнышев