о признании бездействия незаконным



Дело № 2-397-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 21 апреля 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

судьи Аиткуловой И.Н.

с участием помощника прокурора Бардымского района Бакунова Р.И.

представителя администрации Печменского сельского поселения Мустакимова Р.З.

при секретаре Тляшевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Печменского сельского поселения о признании бездействия администрации Печменского сельского поселения незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Бардымского района Пермского края по жалобе И проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района.

Администрацией Печменского сельского поселения не принимаются действенные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

В январе 2010 года дом и надворные постройки И по адресу: <адрес>, в результате обледенения русла реки <адрес> были подтоплены водами реки.

11 марта 2011 года комиссией администрации Бардымского муниципального района обследована территория личного подсобного хозяйства И, в ходе чего установлено, что со стороны протекающей реки <адрес> произошло обледенение части поверхности земельного участка И на площади 20-25 кв.м.

Причинами обледенения русла реки <адрес> явились засорения русла реки, обледенения двух водопропускных коллекторов, расположенных на дорожном переезде в 450 метрах выше площади обледенения вследствие их недостаточного сечения, нарушения водного режима из-за сооружения в 50 метрах выше участка И на отрезке реки несанкционированной запруды. На проведение дноуглубительных работ в реке <адрес> соответствующее разрешение, предусмотренное статьей 11 Водного кодекса РФ, не выдавалось.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор Бардымского района обратился в суд и просит признать незаконным бездействие администрации Печменского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Обязать администрацию Печменского сельского поселения очистить русло реки Печменка, отрегулировать гидрологический режим на участке запруды, заменить водопропускной коллектор на дорожном переезде.

В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района Бакунов Р.И. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Представитель администрации Печменского сельского поселения Мустакимов Р.З. с заявлением прокурора согласен.

В соответствие со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Согласно части первой статьи 1 и части первой статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

На основании части второй статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Муниципальные образования, являясь согласно части 1 статьи 7 Водного кодекса РФ участниками водных отношений, наделяются в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливает статья 27 Водного кодекса РФ.

Согласно статье 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия
вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными
объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствие со статьей 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и его ликвидации возлагается на собственника водного объекта, в данном случае на органы местного самоуправления.

Глава 6 Водного Кодекса, посвященная охране водных объектов, предполагает осуществление мер по:

- охране водных объектов от загрязнения и засорения;

- охране болот от загрязнения и засорения;

- охране ледников и снежников от загрязнения и засорения;

- охране подземных водных объектов;

- охране водных объектов при проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной
системы;

- охране водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности;

- охране водных объектов при их использовании для целей
производства электрической энергии.

На проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (в том числе и на проведение чистки водоемов и удаление с их дна песчаных наносов) необходимо соответствующее разрешение, предусмотренное статьей 11 Водного кодекса РФ.

Судом установлено, что в январе 2010 года дом и надворные постройки И по адресу: <адрес>, в результате обледенения русла реки <адрес> были подтоплены водами реки.

11 марта 2011 года комиссией администрации Бардымского муниципального района обследована территория личного подсобного хозяйства И, в ходе чего установлено, что со стороны протекающей реки <адрес> произошло обледенение части поверхности земельного участка И на площади 20-25 кв.м.

Причинами обледенения русла реки <адрес> явились засорения русла реки, обледенения двух водопропускных коллекторов, расположенных на дорожном переезде в 450 метрах выше площади обледенения вследствие их недостаточного сечения, нарушения водного режима из-за сооружения в 50 метрах выше участка И на отрезке реки несанкционированной запруды. На проведение дноуглубительных работ в реке <адрес> соответствующее разрешение, предусмотренное статьей 11 Водного кодекса РФ, не выдавалось.

Не заблаговременное принятие администрацией Печменского сельского поселения комплекса мероприятий, направленных па максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, проживающих на территории Печменского сельского поселения.

Не принятие администрацией Печменского сельского поселения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера существенно нарушает права и интересы не только И, но и граждан, проживающих и пребывающих на территории сельского поселения в целом, то есть неопределенного круга лиц.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198, 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Печменского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Обязать администрацию Печменского сельского поселения очистить русло реки <адрес>, отрегулировать гидрологический режим на участке запруды, заменить водопропускной коллектор на дорожном переезде.

Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца сообщить в суд.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - И.Н.Аиткулова

Секретарь А.Р.Тляшева