именем Российской Федерации с.Барда 11 апреля 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З., истца Дускаевой Э.Ф., представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М. при секретаре Мусагитовой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Дускаевой Э.Ф. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Дускаевой Э.Ф. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Дускаевой Э.Ф. во внеочередном порядке по договору социального найма. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Дускаевой Э.Ф. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка-сироты, проведена проверка и установлено, что Дускаева Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты : мать А умерла 14 мая 2004 года, отец записан со слов матери. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Дускаева Э.Ф. является лицом из числа детей-сирот и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. На основании Постановления № от 1 июня 2004 года за Дускаевой Э.Ф. было закреплено жилье до ее совершеннолетия по адресу : <адрес>. Дускаева Э.Ф. достигла совершеннолетия в 2005 году и с этого момента действие постановления прекращено. Согласно протокола жилищной комиссии Бардымского района от 14 декабря 2009 года Дускаева Э.Ф. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок-сирота. С момента окончания в 2006 году <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма Дускаевой Э.Ф. предоставлено не было. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Дускаевой Э.Ф. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. Истец Дускаева Э.Ф. исковые требования поддержала, пояснила, что она является сиротой, мать умерла, отец записан со слов матери. В 2006 году окончила колледж. В собственности жилья не имеет, в приватизации не участвовала. Живет в съемной квартире в <адрес>. Зарегистрирована по адресу : <адрес> в доме, принадлежащем ранее ее бабушке Б, которая умерла в 2000 году. В данном доме проживание не возможно, нужен капитальный ремонт, нет надворных построек. Ее бабушка завещала этот дом своим семерым детям, из них в живых сейчас только двое. До сих пор наследство на себя никто не оформил, но есть дядя В, который живет в <адрес> и намерен переехать в этот дом. У нее есть родная сестра Г, которая также не имеет жилья, является сиротой. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. с иском согласна в полном объеме. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.руб. Постановлением главы МО «Бардымский район» от 1.06.2004 года №186 « Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Дускаевой Э.Ф.» за ней закреплен жилой дом по адресу : <адрес>. По данному адресу она зарегистрирована. Федеральный закон №159-ФЗ связывает возникновение прав на получение жилья для детей-сирот при условии отсутствия закрепленного жилого помещения. Считают, что у Дускаевой Э.Ф. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свидетель В пояснил, что является дядей истицы. Дом по адресу : <адрес> принадлежал его матери, которая умерла. Мать завещала этот дом своим семерым детям, из них сейчас в живых только двое, сестра Д и он. Он проживает в <адрес> у своих детей, своего жилья не имеет, намерен переехать в дом матери. Дом находится в аварийном состоянии, требуется ремонт, надо менять крышу, печь, надворные постройки. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Дускаева Э.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка-сироты. Мать А умерла 14 мая 2004 года (л.д.№), сведения об отце записаны со слов матери. (л.д. №). 28 июня 2006 года Дускаева Э.Ф. окончила обучение в <адрес> (л.д. №), Дускаева Э.Ф. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее мать А также в собственности жилья не имела и участие в приватизации жилья не принимала ( л.д.№). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Дускаева Э.Ф. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 14 декабря 2009 года, очередность на 22 декабря 2010 года № (л.д. №). Постановлением главы муниципального образования «Бардымский район» № от 1 июня 2004 года над несовершеннолетней Дускаевой Э.Ф. было учреждено попечительство, за ней закреплен жилой дом по адресу : <адрес> до ее совершеннолетия (л.д.№). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Жилое помещение за Дускаевой Э.Ф. было закреплено до совершеннолетия, Дускаева Э.Ф. достигла совершеннолетия в 2005 году, в приватизации жилья она не участвовала, в собственности жилого помещения не имеет. Жилой дом, принадлежавший бабушке истца завещан ее семерым детям. В числе наследников Дускаева Э.Ф. не указана. Наследник В намерен оформить наследство и жить в данном доме, Дускаева Э.Ф. в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района. Таким образом, суд приходит к выводу, что Дускаева Э.Ф. являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилого помещения не имела, до 23 лет встала на учет для обеспечения жильем, с учета не снята, после окончания учебного заведения не была обеспечена жилым помещением, представитель ответчика администрации Бардымского района к которому предъявлено требование о предоставлении жилого помещения, иск признает, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Дускаевой Э.Ф. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории Бардымского района. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Дускаевой Э.Ф. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Дускаевой Э.Ф. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Дускаевой Э.Ф., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней, начиная с 15 апреля 2011 года. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь И.Д.Мусагитова