именем Российской Федерации с.Барда 24 мая 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С. с участием помощника прокурора Гиматова Р.А., истца Ишмановой И.Н. представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М. при секретаре Мусагитовой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Бардымского района в интересах Ишмановой И.Н. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Ишмановой И.Н. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Ишмановой И.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Ишмановой И.Н. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка-сироты, проведена проверка и установлено, что Ишманова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты: ее отец, А, умер 16 июня 1993 года; мать, Б, умерла 24 июня 2000 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Ишманова И.Н. является лицом из числа детей-сирот и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. По данным жилищной комиссии Бардымского района Ишманова И.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок-сирота, жилье за ней не закреплялось. С момента окончания в 2005 году <адрес> ей не предоставили вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Ишмановой И.Н. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что у родителей Ишмановой И.Н. в собственности жилого помещения нет, это подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, просит исковые требования удовлетворить, считает, что все предусмотренные законом основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке имеются.. Истец Ишманова И.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что у нее жилья в собственности нет. Дом родителей старый, не жилой. Брат вступил в наследство по завещанию, дом принадлежит ему. Она жила в <адрес>, после переехала жить к брату. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. иск признала полностью. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Средства бюджета Пермского края ежегодно направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2011 году выделено 1166,6 рублей. В связи с отсутствием в материалах дела постановления, на основании которого Ишманова И.Н. была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке и документов, подтверждающих отсутствие у родителей Ишмановой И.Н. жилых помещений на праве собственности или пользования, а также в связи с тем, что Ишманова И.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, считают, что у Ишмановой И.Н. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Ишманова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью А, умершего 16 июня 1993 года и Б, умершей 24 июня 2000 года, то есть является лицом, имеющим статус ребенка-сироты (л.д. №). Постановлением главы администрации Бардымского района №250 от 26 июля 2000 года несовершеннолетней Ишмановой И.Н. был назначен опекун, родной брат В (л.д. №). В 2002 году Ишманова И.Н. окончила <адрес>, 30 июня 2005 года окончила <адрес> (л.д. №). Согласно информации администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Ишманова И.Н. на основании решения заседания социально-жилищной комиссии от 18 марта 2009 года № состоит на учете по улучшению жилищных условий в списке общей очереди с 18 марта 2009 года, учетное дело № (л.д. №). Согласно копии свидетельств о государственной регистрации права собственности от 21 мая 2010 года собственником жилого дома и земельного участка по месту регистрации и проживания Ишмановой И.Н. по адресу: <адрес>, является В (л.д. №). Согласно справки администрации Красноярского сельского поселения № от 21 марта 2011 года Ишманова И.Н. имеет следующее семейное положение: брат – В, племянник – Д, родственница – Г (л.д. №). Ишманова И.Н. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее отец А, и мать Б также в собственности жилья не имели и участие в приватизации жилья не принимали (л.д.№). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Ишманова И.Н. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 5 ноября 2009 года, очередность на 28 марта 2011 года №, закрепленного жилья не имеет (л.д. №). Изложенное подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Ишманова И.Н., являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилья не имела, зарегистрирована у родственников, до 23 лет Ишманова И.Н. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении и с момента прекращения опеки не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Ишмановой И.Н. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Исковые требования прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Ишмановой И.Н. удовлетворению не подлежит, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Ишмановой И.Н. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Ишмановой И.Н., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.С. Зайнышев Секретарь И.Д. Мусагитова