именем Российской Федерации с.Барда 31 марта 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З., истца Шариповой А.К., представителя администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И., при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Шариповой А.К. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Шариповой А.К. на семью из двух человек жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Шариповой А.К. во внеочередном порядке по договору социального найма на семью из 2 человек. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Шариповой А.К. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Шарипова А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей : мать Я умерла 5 февраля 1986 года, отец Б на основании приговора <адрес> народного суда от 2.06.1992 года находился в местах лишения свободы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Шарипова А.К. является лицом, оставшимся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. По данным жилищной комиссии Бардымского района Шарипова А.К. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ней не закреплялось. С момента окончания в 1997 году <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма Шариповой А.К. предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ у Шариповой А.К. родился сын В. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Шариповой А.К. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. Истец Шарипова А.К. исковые требования поддержала, пояснила, что проживает по адресу <адрес>, данный дом являлся собственностью бабушки, но в настоящее время хозяйкой дома является ее дочь. Ее временно зарегистрировали по данному адресу, так как своего жилья не имеет. Через месяц ее попросили сняться с регистрационного учета, так как родственники приезжают жить со своей семьей, и на данный момент она нуждается в жилье. У нее имеется сын 5 лет. В приватизации жилья она не участвовала, в собственности жилья нет. В 1996 году ее поставили в очередь на получение жилья. Впоследствии эти документы не нашли. В это время она жила в детском доме, а училась в <адрес>. У нее есть сестра и младший брат, сестра получила дом после окончания училища в 2007 году, а брат получил жилье после армии в 2004 году, им предоставили жилье как детям-сиротам. В начале ее вместе сестрой поместили в детский дом, а брата поместили, после того как ему исполнилось 3 года, до этого его воспитывала тетя. Представитель администрации Бардымского муниципального района иск не признала, суду пояснила, что по предоставленным протоколам заседания жилищной комиссии Шарипова А.К. как сирота на учете вообще не состояла. По имеющимся протоколам, Шариповой были предоставлены документы в администрацию района не в полном объеме и рассмотрение ее заявления было отложено, судя по обоим протоколам. В связи, с чем была дана справка администрацией района, что Шарипова состоит на учете, ей не понятно. Шариповой должны были отказать в постановке на учет, так как она достигла 24 летнего возраста. Объяснить почему администрация района дала информацию о постановке Шариповой на учет не можете. Пояснить о том состояла ли Шарипова 1995-1996 году на учете как нуждающаяся в жилье пояснить не может, так как в разное время разные специалисты работали. В реестре, который ведется по детям сиротам, данные идут только с 2002 года. Личные дела воспитанников детского дома в архив района не сдавались. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.руб. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем кто встал на жилищный учет до 18 лет. На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Шариповой А.К. уже исполнилось 26 лет. Предоставление жилого помещения Шариповой А.К. с учетом члена ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей. Считают, что у Шариповой А.К. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свидетель Г суду пояснила, что с 1982 по 1994 годы она работала в РУО инспектором по охране прав детей, а с 1995 года директором <адрес> детского дома. Через нее в РУО проходили личные дела детей- сирот, Шариповых А., Д и их сестру устраивала в детский дом она сама. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье велась в РУО, потому что выделялись федеральные деньги, также деньги из местного бюджета на приобретение жилья детям-сиротам. В 1986 году, когда Шариповы поступили в детский дом, они сразу на учет не поставили, потому что у них был дом во <адрес>, дом принадлежал бабушке, а когда они выпустились из детского дома в 1995 году, данный дом был уже ветхом состоянии, и тем более троих детей поместить в этот дом было не возможно, из-за этого Шариповы, в том числе истица были поставлены на учет в получении жилья в 1995 году. В то время учет велся в сельсовете и в РУО. В 1997 году сестре А. приобрели дом на деньги местного бюджета. Она точно помнит, что Шарипова А. состояла на очереди, так как мать Шариповой умерла, а отец содержался в местах лишения свободы. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Шарипова А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей : мать Я умерла 5 февраля 1986 года ( л.д. №), отец Б на основании приговора <адрес> народного суда от 2.06.1992 года находился в местах лишения свободы. (л.д.№), решением исполнительного комитета <адрес> № от 23.05.1986 года Шариповой А.К. выделена путевка для устройства в детский дом в связи с тем, что мать умерла, у отца нет возможности воспитывать дочь. (л.д.№), согласно справке <адрес> детского дома Шарипова А.К. с 10.07.1986 года по 30.08.1995 года являлась воспитанницей <адрес> детского дома. ( л.д.№). 28 июня 1997 года Шарипова А.К. окончила обучение в <адрес> (л.д. №), 23 сентября 2005 года у Шариповой А.К. родился сын В (л.д. №), Шарипова А.К. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее отец Б, мать Я, сын В также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали ( л.д.<адрес>). Шарипова А.К. зарегистрирована по адресу : <адрес>, согласно выписке из похозяйственной книги собственником домовладения являлась Р. ( л.д. №), Р. умерла 5 апреля 2000 года ( л.д. №), согласно акту проверки жилищных условий дом в аварийном состоянии (л.д.№). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Шарипова А.К. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 31 марта 2005 года, очередность на 31 декабря 2010 года № (л.д. №). В соответствии с предоставленными представителем ответчика протоколами районной жилищной комиссии от 25.11.2004 года № и 4.04.2005 года № рассмотрение заявления Шариповой А.К. отложено в связи тем, что не предоставлен полный пакет документов. ( л.д. №). Согласно сведениям о количестве детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилья в Бардымском районе на 12 июля 2010 года Шарипова А.К. имеется в данном списке под №, дата постановки на учет указана 31.03.2005 года. Суд считает несостоятельными утверждения представителя ответчика о том, что Шарипова А.К. вообще не была поставлена на учет в качестве нуждающийся в жилье, т.к. нет данных жилищной комиссии о том, что 31.03.2005 года состоялось заседание жилищной комиссии и нет решения. Согласно показаниям свидетеля Г, которая непосредственно в силу своих функциональных обязанностей занималась вопросами постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шарипова А.К. была поставлена на жилищный учет уже в 1996 году, т.к. жилья не имела. Тот факт, что в администрации Бардымского муниципального района должным образом не велась документация по вопросам, касающимся постановки на учет на предоставление жилья, не должна негативно влиять на права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает, что Шарипова А.К. в установленном порядке еще в 1996 году была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района, с учета на данный момент не снята. Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, свидетеля, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Шарипова А.К., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имела, зарегистрирована у родственников, до 23 лет Шарипова А.К. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Шариповой А.К. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом члена семьи Шариповой А.К., то есть с учетом ее несовершеннолетнего ребенка, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Шариповой А.К. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Шариповой А.К., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Шариповой А.К., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь А.Р.Тляшева