именем Российской Федерации с.Барда 24 мая 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. с участием помощника прокурора Бакунова Р.И., истца Хайитова Р.Х. представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М. при секретаре Каримовой И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску зам.прокурора Бардымского района в интересах Хайитова Р.Х. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Зам.прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову Р.Х. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Хайитову Р.Х. во внеочередном порядке по договору социального найма. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Хайитова Р.Х. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Хайитов Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: его отец, А и мать, Б лишены родительских прав решением <адрес> районного суда от 16 февраля 2001 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Хайитов Р.Х. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. По данным жилищной комиссии Бардымского района Хайитов Р.Х. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось. С момента окончания в 2008 году <адрес> ему не предоставили вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Хайитову Р.Х. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Бакунов Р.И. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. Истец Хайитов Р.Х. исковые требования поддержал, суду пояснил, что жилья он не имеет, живет где попало, сейчас в <адрес> в доме, который снимает сестра. Зарегистрирован по <адрес> в здании бывшего детского дома, раньше проживал по <адрес> в комнате, которую также снимала сестра, а также по <адрес> в доме друзей. Его родители были лишены родительских прав, в собственности жилья они не имеют, он воспитывался в детском доме. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. исковые требования признала в полном объеме. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.рублей, в 2011 году выделено 1166,6 тыс.рублей. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого Хайитов Р.Х. был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. Считают, что у Хайитова Р.Х. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке, установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Хайитов Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: отец, А и мать, Б решением <адрес> районного суда от 16 февраля 2001 года лишены родительских прав в отношении сына Хайитова Р.Х. (л.д. №). Согласно справки муниципального общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» от 2 июня 2003 года № Хайитов Р.Х. 20 февраля 2002 года поставлен на регистрационный учет по предоставлению жилья при администрации муниципального образования «Бардымский район», учетный № (л.д. №). Постановлением главы муниципального образования «Бардымский район» № от 27 августа 2004 года несовершеннолетний Хайитов Р.Х. был передан в патронатную семью Г (л.д. №). 23 июня 2008 года Хайитов Р.Х. окончил <адрес> (л.д. №). Хайитов Р.Х. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал (л.д. №), его отец А и мать Б также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д. №). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Хайитов Р.Х. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 20 февраля 2002 года, очередность на 29 марта 2011 года №, закрепленного жилья не имеет (л.д. №). Изложенное подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Хайитов Р.Х., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имел, зарегистрирован в бывшем здании детского дома, до 18 лет Хайитов Р.Х. встал на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не был обеспечен жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Хайитову Р.Х. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову Р.Х. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову Р.Х. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову Р.Х., отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь И.Ф.Каримова