именем Российской Федерации с.Барда 08 июня 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. с участием помощника прокурора Гиматова Р.А., истца Сайдашевой Д.Н., представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М. при секретаре Каримовой И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску зам.прокурора Бардымского района в интересах Сайдашевой Д.Н. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Зам.прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Сайдашевой Д.Н. на семью из двух человек жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Сайдашевой Д.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма на семью из 2 человек. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Сайдашевой Д.Н. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка-сироты, проведена проверка и установлено, что Сайдашева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты: отец, А, был указан в свидетельстве о рождении со слов матери; мать, Б, умерла 30 мая 1998 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Сайдашева Д.Н. является ребенком-сиротой и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. По данным жилищной комиссии Бардымского района Сайдашева Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок-сирота, жилье за ней не закреплялось. С момента окончания в 2004 году № ей не предоставили вне очереди жилое помещение по договору социального найма. 01 октября 2006 года у Сайдашевой Д.Н. родился сын, В. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Сайдашевой Д.Н. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Самигуллин Н.З. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. Истец Сайдашева Д.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что является сиротой, мать умерла в 1998 году. Воспитывалась у опекуна Г В настоящее время живет в <адрес> в квартире родителей гражданского мужа, зарегистрирована в квартире опекуна. Своего жилья не имеет, мать также в собственности жилья не имела. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. исковые требования признает в полном объеме. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.рублей, в 2011 году выделено 1166,6 тыс.рублей. Предоставление жилого помещения Сайдашевой Д.Н. с учетом членов ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей. В материалах дела отсутствуют постановление, на основании которого Сайдашева Д.Н. была поставлена на учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке, нет данных БТИ, ЦТИ о наличии жилья матери истца. Считают, что у Сайдашевой Д.Н. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Сайдашева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Б, умершей 30 мая 1998 года, отец записан со слов матери, то есть является лицом, имеющим статус ребенка-сироты (л.д. № ). Постановлением главы администрации Бардымского района № от 24 августа 1998 года над несовершеннолетней Сайдашевой Д.Н. учреждено опекунство (л.д. №). 1 октября 2006 года у Сайдашевой Д.Н. родился сын, В (л.д. №). Сайдашева Д.Н. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее мать Б и сын В также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали ( л.д.№). Согласно справке администрации Бардымского муниципального района Сайдашева Д.Н. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении с 20 февраля 2002 года, очередность № (л.д. № ). Согласно информации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района № от 08 апреля 2011 года и свидетельств о государственной регистрации права собственности дом по месту регистрации Сайдашевой Д.Н. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Д (л.д. №). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Сайдашева Д.Н., являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилья не имела, зарегистрирована у родственников, до 18 лет Сайдашева Д.Н. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Сайдашевой Д.Н. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Сайдашевой Д.Н., то есть с учетом ее несовершеннолетнего ребенка, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. Законом Пермского края от 14.07.2008г. №225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в п.п.9 ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях; жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей (п.п.3 ст.9). В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Сайдашевой Д.Н. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Доводы ответчика Правительства Пермского края, изложенные в возражении являются несостоятельными по основаниям изложенным выше. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Сайдашевой Д.Н., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Сайдашевой Д.Н. на семью из двух человек, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь И.Ф.Каримова