о предоставлении жилого помещения



Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 6 июля 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.,

с участием помощника прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З.,

истца Кобелева А.С.,

представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.,

при секретаре Тляшевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Кобелева А.С. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Кобелеву А.С. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья в целях предоставления его по договору социального найма Кобелеву А.С.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Кобелева А.С. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающим статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как отец К.С и мать К.Р. решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст.121 СК РФ Кобелев А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Исходя из ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В настоящее время Кобелев А.С. достиг 18-ти лет и над ним прекращена опека. По данным жилищной комиссии он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Жилье за ним не закреплялось. С момента прекращения опеки ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма не предоставили.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Кобелеву А.С. по договору социального найма вне очереди жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Кобелев А.С. обращался в прокуратуру с заявлением. В ходе проверки заявления установлено, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на очереди для получения жилья. Согласно законодательству должен быть обеспечен жильем на территории района. Собственного жилья не имеет, в приватизации не участвовал. Его родители своего жилья не имели.

Истец Кобелев А.С. исковые требования поддержал, согласен с мнением и пояснениями прокурора. Он нуждается в жилом помещении.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. иск прокурора в интересах Кобелева А.С. признала в полном объеме, пояснила, что по мере поступления денежных средств будет предоставлено жилое помещение.

В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв по иску, из которого следует, что финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ и входит в компетенцию органов государственной власти субъекта РФ.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма. Правительство свои обязательства исполняет своевременно и в полном объеме. Полагают, что Правительство по данному делу является ненадлежащим ответчиком.

В связи с отсутствием в материалах дела постановления, на основании которого Кобелев А.С. был поставлен на учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке, считают, что у Кобелева А.С. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительство Пермского края просит в удовлетворении иска в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому району для приобретения жилья отказать.

Судом установлено, что Кобелев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном К.С и К.Р., которые решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, то есть является лицом, оставшимся без попечения родителей (л.д. 6, 7).

Согласно Постановления администрации Бардымского района от ДД.ММ.ГГГГ, Кобелев А.С. утроен в детский дом (л.д. 8).

Кобелев А.С. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал, его отец К.С, мать К.Р. также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д.10, 11, 12, 13).

Решением заседания жилищной комиссии от 14.05.2003 года Кобелев А.С. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, очередность на 30.05.2011 (л.д.9).

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, к которым относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Кобелев А.С. являясь лицом, имеющим статус ребенка оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имел, встал на учет для обеспечения жильем, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить. Ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди на территории Бардымского района.

Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5).

Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7).

Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13).

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья,

В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулирован, порядок выделения средств определен, средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими для этих целей, суд считает, что нет необходимости дополнительно возлагать на Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения Кобелеву А.С. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства, относиться к полномочиям других органов государственной власти края. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Распределение и использование средств осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Указанные средства являются целевыми, выделяются исходя из распределения как из федерального, так и краевого бюджета. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Кобелеву А.С. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части требования обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления Кобелеву А.С., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда А.С.Зайнышев

Секретарь А.Р. Тляшева