о предоставлении жилого помещения



Дело ...Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 08 июля 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.,

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.,

представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М.,

при секретаре Тляшевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З. в интересах Ягофарова Е.В. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности заместителя прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Ягофарову Е.В. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья Ягофарову Е.В. во внеочередном порядке по договору социального найма.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Ягофарова Е.В. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, относящемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Ягофаров Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: отец, Я.В., записан со слов матери, мать, Я.С., решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Ягофаров Е.В.. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В настоящее время Ягофаров Е.В. достиг 18-ти лет и над ним прекращена опека.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Ягофаров Е.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось.

С момента прекращения опекунства ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма не предоставили.

Ягофаров Е.В. сожительствует с В.А., брак не зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ родился сын Я.Н, отцом ребенка признан Ягофаров Е.В..

18 августа 2009 года на основании договора безвозмездной передачи жилой площади в долевую собственность граждан от 13 июля 2009 года Я.Н. является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, пом. 501, 502.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Ягофарову Е.В. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, просит удовлетворить иск..

Истец Ягофаров Е.В в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме..

Представитель администрации Бардымского муниципального района иск прокурора и Ягофарова Е.В. признала полностью.

В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2011 году выделено 1166,6 рублей.

В связи с отсутствием в материалах дела постановления, на основании которого Ягофаров Е.В. был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке, считают, что у Ягофарова Е.В. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме, просят отказать в удовлетворении исковых требований в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Ягофарову Е.В..

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Ягофарова Е.В., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения опеки над ним, то есть еще в 2006 году, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Ягофаров Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Я.С., отец Я.В. записан со слов матери. Решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Я.С. лишена родительских прав. То есть Ягофаров Е.В. является лицом, имеющим статус ребенка-сироты (л.д. ).

Постановлением главы администрации Бардымского района №489 от 28 декабря 1999 года несовершеннолетнему Ягофарову Е.В. был назначен опекун, К.Р. (л.д. ).

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Ягофаров Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, очередность на ДД.ММ.ГГГГ , закрепленного жилья не имеет (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ у Ягофарова Е.В. родился сын, Я.Н (л.д. ).

Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, по которому зарегистрирован Ягофаров Е.В., являются Я.Н и К.Р. по ? доли (л.д. ).

Ягофаров Е.В. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал (л.д. ), его мать Я.С., также в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал (л.д. 22, 23, 24, 25, 27).

Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Ягофаров Е.В., являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилья не имел, зарегистрирован у родственников, до 23 лет Ягофаров Е.В. встал на учет для обеспечения жильем, с момента прекращения опеки не был обеспечен жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Ягофарову Е.В. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Законом Пермского края от 14.07.2008г. №225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в п.п.9 ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях; жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей (п.п.3 ст.9).

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Исковые требования прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Ягофарову Е.В. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Ягофарову Е.В. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Ягофарову Е.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - А.С. Зайнышев

Секретарь А.Р.Тляшева