именем Российской Федерации с.Барда 12 июля 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З., истца Козловой Т.П., представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М., при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З. в интересах Козловой Т.П. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности заместителя прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Козловой Т.П. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья Козловой Т.П. во внеочередном порядке по договору социального найма. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Козловой Т.П. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, относящемуся к категории ребенок-сирота, проведена проверка и установлено, что Козлова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты: отец, К.П., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, К.А., решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Козлова Т.П. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В 2005 году Козлова Т.П. окончила Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж, но жилой площадью по договору социального найма не обеспечена. По данным жилищной комиссии Бардымского района Козлова Е.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок-сирота, жилье за ней не закреплялось, но при этом имеется определение Бардымского районного суда от 14 февраля 1997 года, согласно которому на собственника дома расположенного по адресу: <адрес>, возложена обязанность закрепить указанный дом за Козловой Т.П.. Согласно акта обследования от 25 мая 2011 года указанный дом расположен по адресу: <адрес>1 и является бесхозным, требует капитального ремонта. Козлова Т.П. поставлена на учет, как ребенок-сирота, правомерно. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Козловой Т.П. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении. У козловой право возникло, она жилья не имеет. Состоит на внеочередном списке предоставления жилого помещения, окончила учебное заведение. Истица Козлова Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. исковые требования признала в полном объеме. В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2011 году выделено 1166,6 рублей. В связи с отсутствием в материалах дела постановления, на основании которого Козловой Т.П. была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке, считают, что у Козловой Т.П. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме, просят отказать в удовлетворении исковых требований в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Козловой Т.П.. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Козловой Т.П., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения, то есть еще в 2005 году, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное жилое помещение по договору социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Козлова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью К.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и З.А., которая решением Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. То есть Козлова Т.П. является лицом, имеющим статус ребенка-сироты (л.д. №). Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Бардымского района №265 от 10 сентября 1996 года несовершеннолетняя Козлова Т.П. устроена в детский дом (л.д. № Постановлением главы администрации Бардымского района №285 от 25 марта 2002 года несовершеннолетняя Козлова Т.П. передана на воспитание в патронатную семью (л.д. №). Козлова Т.П. в 2005 году окончила Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж (л.д. №). Согласно справки администрации Бардымского сельского поселения №241 от 5 июля 2010 года Козлова Т.П., на основании решения жилищной комиссии от 20 ноября 2009 года, состоит на учете во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 20 ноября 2009 года, очередность № (л.д. №). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Козлова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 17 декабря 2010 года, очередность на 16 мая 2011 года №, закрепленного жилья не имеет (л.д. № Определением Бардымского районного суда от 14 февраля 1997 года на собственника жилого дома, расположенного в <адрес>, возложена обязанность закрепить указанный жилой дом за несовершеннолетними З.И., Козловой Т.П., К.В. (л.д. №). В соответствии с актом обследования домохозяйства от 25 мая 2011 года указанный жилой дом расположен по адресу: <адрес>, требует капитального ремонта, является бесхозным (л.д. №). Жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> корп. А, по которому зарегистрирована Козлова Т.П., и по адресу: <адрес> собственников не имеют (л.д. №). Козлова Т.П. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее отец, К.П. и мать, К.П. (З.) А.Г., также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д. №). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Козлова Т.П., являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, закрепленного жилья не имела, зарегистрирована по месту нахождения бывшего детского дома, до 23 лет Козлова Т.П.. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания пребывания в образовательном учреждении не была обеспечена жилым помещением, жилой дом по адресу: <адрес>, собственников не имеет, на основании определения Бардымского районного суда от 14 февраля 1997 года данный жилой дом за Козловой Т.П. не закреплялся, согласно акта обследования домохозяйства от 25 мая 2011 года указанный жилой дом является бесхозным и требует капитального ремонта, следовательно, исковые требования в части обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилой дом Козловой Т.П. необходимо удовлетворить, Козловой Т.П. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Законом Пермского края от 14.07.2008г. №225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в п.п.9 ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Исковые требования прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Козловой Т.П. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Козловой Т.П. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В иске прокурора в части обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Козловой Татьяне Петровне, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.С. Зайнышев Секретарь А.Р.Тляшева