о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-465-2011

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

с.Барда 17 июня 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зайнышева А.С.,

с участием истца Черемухиной Г.Х.,

представителя ответчика Мусиной Э.Р.,

при секретаре Мусагитовой И.Д.,

рассмотрев в открытом заседании дело по иску Черемухиной Г.Х. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

10 мая 2011 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по назначению пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе от 20.05.11 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи отсутствием продолжительности специального стажа, так как в трудовой стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работа в должности заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе в <адрес> детском саде .

Черемухина Г.Х. с решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе не согласна, считает его неправомерным и подлежащим отмене. При направлении на курсы за ней сохранялась средняя заработная плата, производились все удержания, включая страховые взносы в пенсионный фонд. Повышение квалификации является обязательным условием для исполнения должностных обязанностей. Должностные обязанности заместителя заведующей и старшего воспитателя указанного ею периода работы в содержании текста и исполнении обязанностей совпадают. В ее обязанности входили как воспитательные, так и педагогические функции.

В судебном заседании Черемухина Г.Х. свои исковые требования поддержала, просит отменить решение комиссии УПФ РФ в Бардымском районе и включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения и период работы в должности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе. Уточненная справка об условиях работы в детском саде была переделана по указанию пенсионного фонда, в результате чего исключили период работы в должности заместителя заведующего. Должностные функции совпадают с воспитательными и педагогическими функциями. Об исключении из списка должности заместителя она узнала через два года в 2001 году после принятия Постановления. После сразу была переведена на должность старшего воспитателя. Должность заместителя упразднили, ее не стало. В других детских садах должность сменили сразу.

Представитель ответчика Мусина Э.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что в Правилах исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены, следовательно, они не могут засчитываться в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии. Требуемый 25-летний стаж у истицы отсутствует, не хватает специального стажа. В периоды повышения квалификации она педагогической или воспитательной деятельностью не занималась. Должность заместителя заведующего исключена из списка с 01.11.1999г. и не может быть включена в специальный трудовой стаж. Работодатель сам не включил этот период в специальный стаж, т.е. исключил. Должностные обязанности старшего воспитателя и заместителя заведующего отличаются друг от друга.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20 мая 2011 года, специальный стаж истицы составил 24 года 08 месяцев 16 дней. В специальный стаж не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации – 13 дней, нахождение в отпуске без сохранения заработной платы – 21 день, период работы заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе <адрес> детского сада – 01 год 11 месяцев 04 дня. В связи с отсутствием продолжительности специального стажа, отказано в назначении пенсии (л.д. ).

Черемухина Г.Х. в период прохождения курсов повышения квалификации работала в должности воспитателя <адрес> детского сада , была направлена на курсы повышения квалификации работодателем, за эти периоды времени у нее сохранялась заработная плата, осуществлялись выплаты в Пенсионный фонд, имеются удостоверения о повышении квалификации, приказы о командировании на курсы (л.д. ).

В деле имеются справки, уточняющие условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно справок Черемухина Г.Х. работала в должностях заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе и старшим воспитателем в <адрес> детском саде , была занята на работе непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом в сельской местности (л.д. ).

Согласно копии трудовой книжки Черемухиной Г.Х., она начала трудовую деятельность 15.08.1984 года в должности учительницы. С 23.01.1996г. по 05.10.2001 год работала в должности заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе <адрес> детского сада (л.д.).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 178 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

На основании ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Исходя из общего смысла закона, учитывая обязанность работника, особенно осуществляющего деятельность по обучению и воспитанию детей, повышать свою квалификацию, проходить усовершенствование, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.02.2006г. по 25.02.2006г. -3 дня, с 09.10.2006г. по 13.10.2006г. – 5 дней, с 22.01.2007г. по 27.01.2007г. – 5 дней, всего в сумме 13 дней), подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, (т.е. женщинам до достижения 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Установленный решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, и установленный в судебном заседании в стаж Черемухиной Г.Х., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно копии трудовой книжки истица с 23.01.1996г. по 05.10.2001 год работала в должности заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе <адрес> детского сада .

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, Государственные пенсии устанавливаются законом.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27); списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно п.п. «в» п.8 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.

В п.1.8 Правил включены детские сады всех наименований.

С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая учреждения дополнительного образования детей, в выслугу лет не засчитывается. В подпункте "в" пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, фактически воспроизведены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

В судебном заседании установлено, что об изменениях, касающихся трудовой деятельности, а также внесение изменений в законодательные акты истица узнала только лишь в 2001 году. Поэтому она сразу была переведена на должность старшего воспитателя <адрес> детского сада . Указанная должность входила в список должностей, указанных в постановлении.

Согласно п.3 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На период 1.11.1999г. истица выработала более половины педагогического стажа, необходимого для установления досрочной пенсии, так как она непрерывно работала с 15.08.1984г. на педагогической работе. На должность заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Черемухина Г.Х. была принята с 23.01.1996 года, и с указанного периода работы у нее сохранялись все права на включение в специальный стаж. Исключающее Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 вступило в законную силу с 1.11.1999г. Однако истица об этом не знала, и не могла знать. Как до принятия нового Постановления №1067, так и после его принятия Черемухина выполняла должностные обязанности по воспитанию детей, вела образовательную и воспитательную работу. Как указано в уточняющей справке об условиях труда ее работа непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года норма действующего с 01 января 2002 года федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно сформулированной Конституционным судом РФ правовой позиции, внесение законодателем изменений в условия приобретения права на пенсию, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права (определение Конституционного Суда РФ от 5.11.2002г. № 320-О).

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Следовательно, в специальный трудовой стаж Черемухиной Г.Х. для назначения досрочной трудовой пенсии, подлежит включению период работы в должности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе <адрес> детского сада с 01 ноября 1999 года по 4 октября 2001 года, всего 01 год 11 месяцев 04 дня.

Установленный решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Бардымском районе Пермского края – 24 года 08 месяцев 13 дней, и установленный в судебном заседании стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, у Черемухиной Г.Х. на момент обращения (10.05.11г.) за назначением пенсии суммарно составляет 26 лет 08 месяцев.

Согласно п.п.10 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (т.е. мужчинам до достижения 60 лет), лицам, осуществлявшим, педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, истец имеет право на получение досрочной трудовой пенсии с 10 мая 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Черемухиной Г.Х. удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Бардымском районе Пермского края включить в стаж для назначения Черемухиной Г.Х. досрочной трудовой пенсии по старости периоды обучения на курсах повышения с 23.02.2006г. по 25.02.2006г. -3 дня, с 09.10.2006г. по 13.10.2006г. – 5 дней, с 22.01.2007г. по 27.01.2007г. – 5 дней, всего в сумме 13 дней, и работу в должности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе с 01.11.1999г. по 04.10.2001г. – 01 год 11 месяцев 04 дня.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Бардымском районе Пермского края назначить и выплачивать Черемухиной Г.Х. досрочную трудовую пенсию по старости с 10 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд.

С у д ь я - подпись

Копия верна.

Судья Бардымского

районного суда А.С.Зайнышев

секретарь И.Д.Мусагитова