о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-237-2011Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда 5 апреля 2011 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.

с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З.,

истца Юнусовой Г.Н.,

представителя администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.

при секретаре Тляшевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Юнусовой Г.Н. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Юнусовой Г.Н. на семью из четырех человек жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Юнусовой Г.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма на семью из четырех человек.

Исковые требования обосновал следующим.

Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Юнусовой Г.Н. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Юнусова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей : отец А решением <адрес> районного суда от 15 июля 2004 года объявлен умершим, мать Б решением <адрес> районного суда от 28 декабря 1989 года лишена родительских прав.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Юнусова Г.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Юнусова (Абляева) Г.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ней не закреплялось.

С момента окончания в 1998 году <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма Юнусовой Г.Н. предоставлено не было.

5 февраля 1998 года у Абляевой Г.Н. родился сын В.

5 марта 1999 года Абляева Г.Н. заключила брак с Ю и ей присвоена фамилия Юнусова.

18 марта 2004 года у Юнусовой Г.Н. родился сын Г.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Юнусовой Г.Н. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Юнусова Г.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что до 1995 года она воспитывалась в детском доме, т.к. мать была лишена родительских прав, а отец по состоянию здоровья не мог заниматься их воспитанием. Училась в <адрес>, окончила в 1998 году. В 1999 году вышла замуж, имеет двоих сыновей, В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в доме, принадлежащем родителям ее мужа, своего жилья не имеют ни она, ни муж, ни ее дети, в приватизации жилья никогда не участвовали. В 2005 году ее разыскали представители администрации Елпачихинского сельского поселения, сказали, что необходимо дом, в котором жили ее родители, расположенный по адресу : <адрес> оформить, чтобы он не был бесхозным. Она никогда в этот дом не приезжала, т.к. он давно уже в аварийном состоянии, жить там не возможно. После чего ее нашла М, она оформила доверенность на ее имя, после чего М сама оформила все документы по купле-продаже дома, т.е. она продала фактически земельный участок за 5000 рублей, т.к. дом аварийный.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. с иском согласна в части предоставления жилья на Юнусову Г.Н. без учета члена семьи, т.к. ее муж и дети не относятся к категории детей-сирот и право на получения жилья они не имеют.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением детям-сиротам на условиях социального найма. Правительство выполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком.

Предоставление жилого помещения Юнусовой Г.Н. с учетом членов ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей.

На момент признания отца Юнусовой Г.Н. безвестно отсутствующим ей уже исполнилось 19 лет, и она не относится ни к одной из категорий лиц, установленных федеральным законом №159-ФЗ, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Юнусова Г.Н. не имела право на постановку на учет по категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, т.к. на тот момент она являлась собственником жилого помещения по адресу : <адрес>.

Считают, что у Юнусовой Г.Н. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Свидетель Р пояснила, что дом по <адрес> принадлежит М с 2006 или 2007 года. Она приобрела эту недвижимость ради земельного участка, т.к. данный земельный участок примыкает к ее участку, за ее огородом. Дом находится в аварийном состоянии, жить там невозможно, уже где-то 20 лет там никто не проживает, никто не зарегистрирован, надворных построек нет, окон у дома нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей относятся дети, в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Юнусова (Абляева) Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отец А решением <адрес> районного суда от 29 мая 2000 года признан безвестно отсутствующим (л.д.), мать Б решением <адрес> районного суда от 28 декабря 1989 года лишена родительских прав (л.д.), решением исполнительного комитета <адрес> от 12.01.1990 года Абляева Г.Н. устроена в детский дом в связи с тем, что мать лишена родительских прав, отец по состоянию здоровья не может заниматься воспитанием детей. (л.д.). Согласно записям в учетной карточке Абляевой Г.Н. причинами устройства в детский дом являлось то, что мать лишена родительских прав, отец отказался. ( л.д. ).

Возражения ответчика Правительства Пермского края о том, что Юнусова Г.Н. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа не соответствуют закону, т.к. в случае болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения, дети относятся к лицам, оставшимся без попечения родителей.

2 июня 1998 года Абляева Г.Н. окончила обучение в <адрес> (л.д. ).

5 марта 1999 года был заключен брак между Абляевой Г.Н. и Ю, Абляевой присвоена фамилия Юнусова. ( л.д.). 5 февраля 1998 года у Абляевой Г.Н. родился сын В. (л.д.), ДД.ММ.ГГГГ у Юнусовой Г.Н. родился сын Г. (л.д.).

Юнусова (Абляева) Г.Н. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. ), ее отец А, мать Б, муж Ю, дети В и Г также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали ( л.д.).

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Юнусова Г.Н. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающаяся в получении жилого помещении с 18 ноября 2003 года, очередность. (л.д. ). Поставлена на учет на основании решения районной Жилищной комиссии при администрации МО «Бардымский район» от 18.11 2003 года (протокол ). (л.д.).

За Юнусовой (Абляевой) Г.Н. жилье не закреплялось. Юнусова Г.Н. в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района. Домовладение и земельный участок, расположенные по адресу : <адрес> в порядке наследования был оформлен за Юнусовой Г.Н., но данный дом на протяжении многих лет находится в аварийном состоянии, проживание в нем не возможно. На основании справки Елпачихинской сельской администрации от 2001 года и 10.02.2011 года дом по адресу : <адрес> находится в аварийном состоянии, проживать в нем невозможно, никто не зарегистрирован. (л.д. ). В настоящее время собственником домовладения и земельного участка является М ( л.д.).

Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, свидетеля, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Юнусова Г.Н., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имела и не имеет, зарегистрирована в чужом домовладении, до 23 лет Юнусова Г.Н. встала на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не был обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Юнусовой Г.Н. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Юнусовой Г.Н., то есть с учетом ее супруга и двоих детей, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности

Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Юнусовой Г.Н. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Юнусовой Г.Н., на семью из четырех человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Юнусовой Г.Н., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова

Секретарь А.Р. Тляшева