Дело № 2-560/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с.Барда 5 августа 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. при секретаре Тляшевой А.Р. с участием представителя заявителя Татарниковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Таразовой Р.А., заинтересованное лицо Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю, на неправомерные действия должностного лица, У С Т А Н О В И Л: Заявитель Таразова Р.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 20 июня 2011 года №, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости. Заявление обосновывается тем, что 23 мая 2011 года Таразовой Р.А. было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана № от 20.05.2011 года на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1500 кв.м, кадастровый номер земельного участка №. 29 июня 2011 года Таразовой Р.А. было получено Решение «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» от 20.06.2011 года №, подписанное ведущим инженером-технологом Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» А, которая, рассмотрев заявление Таразовой Р.А. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от 23.05.2011 года и межевой план № от 20.05.2011 года выявила, что «В результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером №,определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (1824 кв.м.), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости(150 кв.м.) на величину более чем десять процентов площади (150 кв.м.), сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Статья 33 Земельного кодекса РФ и принятыми в ее развитие нормативными правовыми актами органов местного самоуправления установлены предельные минимальные или максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником (землевладельцем, землепользователем, арендатором) своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст.33 ЗК РФ не распространяется. Уточнение площади может быть произведено на размер, не превышающий 10% от декларативной площади в Государственном кадастре недвижимости.» Таразова Р.А. считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям: В соответствии с п.1 ч. 5 ст.27 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: - «При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: 1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости», в данном случае в составе межевого плана имелась ссылка на Решение Совета депутатов Бардымского сельского поселения «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» от 21.02.2007 года №, в соответствии с которым установлен предельный минимальный размер земельных участков (600 кв.м.) предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>. Площадь земельного участка была уточнена в процессе межевания на 324 кв.м., что меньше установленного предельного минимального размера земельных участков (600 кв.м.) предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьей 33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В данном случае Решение об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков принято Советом депутатов Бардымского сельского поселения в соответствии с требованиями ч.1 статьи 33 Земельного Кодекса РФ. В п.1 ч.5 ст.27 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что орган кадастрового учета может принять решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если определенная в результате уточнения площадь, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более установленного предельного минимального размера земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В данном случае площадь земельного участка в соответствии с Кадастровой выпиской о земельном участке от 18.04.2011 года № составляет 1500 кв.м., разрешенное использование земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель «Земли населенных пунктов». Уточненная в результате проведения межевых работ площадь земельного участка составила 1824 кв.м., что превышает декларированную площадь на 324 кв.м. (1824 кв.м.- 1500 кв.м.), но не превышает предельный минимальный размер земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства в землях поселений на территории <адрес> - 0,06 га (600 кв.м.)» установленный в соответствии с решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения. В указанной части ст.27 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствуют иные требования для отказа в кадастровом учете изменений кроме превышения предельного минимального размера для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования в случае установления данного предельного размера в соответствии с требованиями Земельного Кодекса. Таразова Р.А. считает, что данным решением ведущий инженер-технолог А нарушила ее права в части уточнения границ и площади земельного участка и это решение ущемляет ее интересы как собственника. Заявитель Таразова Р.А. в судебное заседание не явилась, ее интересы представляет представитель Татарникова Л.А. по доверенности. Представитель заявителя Татарникова Л.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, дополнила, что в <адрес> установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, минимальный размер 600 кв.м. Расхождение в площади земельного участка Таразовой составляет 384 кв.м., что не превышает минимальный размер, поэтому оснований для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости не имеется. С возражениями ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> не согласна, в том числе с утверждениями о том, что применение установленных предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, возможно только на момент первоначального предоставления земельного участка. Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, в деле имеется возражение, согласно которому основанием для принятия решения об отказе Таразовой Р.А. в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 20 июня 2011 года № послужил тот факт, что в результате государственного кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером № (1824 кв. м.) превышает площадь, сведения о которой относительно указанного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1500 кв.м.), на величину более чем 10% площади (324 кв.м. вместо допустимых 150 кв.м.). Считают указанное решение соответствующим нормам законодательства, при принятии решения руководствовались разъяснениями Управления Росреестра по <адрес>, так как в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра). Управлением Росреестра по <адрес> в адрес Учреждения были направлены разъяснения по вопросу применения п. 2 ч. 3 ст. 27 и п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Учитывая эти разъяснения, при принятии решения Учреждение руководствовалось п.2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре, п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, ст. 33 ЗК РФ, которая устанавливает порядок определения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. При этом на иные правоотношения, связанные с реализацией собственником (землевладельцем, землепользователем, арендатором) своих прав по распоряжению, владению и пользованию земельными участками, включая и образование земельных участков, действия норм статьи 33 ЗК РФ не распространяется. В связи с чем, применение установленных предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, определенных нормами земельного законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, возможно только на момент «первоначального» предоставления земельного участка. Считают, что принятое органом кадастрового учета решение об отказе в ГКУ изменений объекта недвижимости от 20.06.2011 г. № соответствует требованиям действующего законодательства (п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре) и не подлежит отмене. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из материалов дела следует, что решением от 20 июня 2011 года № ФГУ «Земельная кадастровая палата» Таразовой Р.А. отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (1824 кв.м.), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (1500 кв.м.), на величину более чем десять процентов площади (150 кв. м.), сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Статья 33 ЗК РФ устанавливает порядок определения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником (землевладельцем, землепользователем, арендатором) своих прав по распоряжению, владению и пользованию земельными участками, включая и образование земельных участков, действия норм статьи 33 ЗК РФ не распространяется. Уточнение площади может быть произведено на размер, не превышающий 10% от декларативной площади в ГКН (л.д.№). На основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в ЕГР юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю 14 июля 2011 года. ( л.д. №). В соответствии с ч.1, п.2 ч.3, п.1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно ч.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ч.2 ст.33 ЗК РФ установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются в собственность гражданам. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности. Советом депутатов Бардымского сельского поселения решением от 21 февраля 2007 года № установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, согласно которому для ведения личного подсобного хозяйства в землях поселений на территории <адрес> установлен максимальный размер – 0, 15 га, минимальный размер – 0, 06 га. (л.д. №). В соответствии с кадастровой выпиской от 18 апреля 2011 года № о земельном участке и свидетельством о государственной регистрации права от 12 апреля 2011 года серии № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Таразовой Р.А., площадь данного земельного участка составляет 1500 кв.м.,, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. №). Таким образом, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земли населенных пунктов и предоставлен Таразовой Р.А. для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует требованиям ст. 33 ЗК РФ. Согласно межевому плану № от 20 мая 2011 года, проведенном ООО «<адрес>» на основании лицензии от 29 июня 2006 года №, площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1824 кв.м., имеются расхождения с площадью земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости (1500 кв.м.) на 324 кв.м., указаны предельные минимальный и максимальный размер земельного участка: минимальный 600 кв.м., максимальный 1500 кв.м.. Также имеется акт согласования местоположения границы земельного участка с заместителем главы Бардымского муниципального района и правообладателями смежных земельных участков, разногласий не имеется (л.д. №). Площадь земельных участков смежных с вышеуказанным земельным участком составляет по адресу: <адрес>, 1704,03 кв.м., правообладателем является Б, по адресу: <адрес>, составляет 1500 кв.м., правообладателем является В, по адресу: <адрес>, составляет 1500 кв.м., правообладателем является Г (л.д. №). Следовательно, имеющееся расхождение в площади земельного участка по адресу: <адрес> (324 кв.м.) не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с решением Совета депутатов Бардымского сельского поселения решением от 21 февраля 2007 года № (600 кв.м.), что соответствует нормам ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю было предоставлено разъяснение Управления Росреестра № от 18 апреля 2011 года по вопросу применения п. 2 ч. 3 ст. 27 и п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на которые ссылается в возражениях представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю. ( л.д.№). Доводы представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю о том, что применение установленных предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, определенных нормами земельного законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, возможно только на момент первоначального предоставления земельного участка, суд считает необоснованными, так как нормы ч.3, 5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» применяются при уточнении площади земельного участка, при первоначальном предоставлении земельного участка, как правило, уточнение площади земельного участка не требуется. Также суд считает несостоятельными и доводы, указанные в возражении о том, что превышение площади земельного участка Таразовой Р.А. десяти процентов площади, сведения о которой содержатся в ГКН, как на законное основание для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку это условие в данном случае не применяется, т.к. на территории <адрес> максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, установлены. При этом каких-либо исключений решение Совета депутатов Бардымского сельского поселения от 21 февраля 2007 года № не содержит. Поскольку размер земельного участка Таразовой Р.А. после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленный решением Совета депутатов Бардымского сельского поселения от 21 февраля 2007 года №, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости у ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю отсутствовали. Доводы ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю о том, что при осуществлении кадастровых процедур для них являются обязательными и они руководствуются разъяснениями и рекомендациями вышестоящего контролирующего органа – Управления Росреестра, суд считает также несостоятельными, т.к., в первую очередь, должны руководствоваться нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в том числе Земельным кодексом РФ, Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в которых прямо указаны основания отказа в государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка. Однако оспариваемое основание для отказа применяется только в случаях, когда предельный минимальный размер земельного участка не установлен. В данном случае указанный размер установлен и поэтому указание на величину земельного участка более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, не может применяться. Таким образом, суд считает, что оспариваемым решением Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от 20 июня 2011 года № нарушены права и законные интересы заявителя и созданы препятствия в осуществлении его прав и свобод, в частности права, предусмотренные ст.40 ЗК РФ, ст.35, 36 Конституции РФ. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 257 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Таразовой Р.А. удовлетворить. Признать решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 20 июня 2011 года №, незаконным. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> с уточняемой площадью 1824 кв.м. Об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.Р. Махмудова Секретарь А.Р. Тляшева