именем Российской Федерации с.Барда 16 сентября 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора Самигуллина Н.З., истца Яппаровой Т.М., при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Яппаровой Т.М. к администрации Бардымского муниципального района, третье лицо Правительство Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Яппаровой Т.М. на семью из трех человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом трех членов её семьи. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Яппаровой Т.М. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Яппарова Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: отец, А, и мать, Б, решением Бардымского районного суда от 10 января 1994 года лишены родительских прав. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Яппарова Т.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на ней распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В настоящее время Яппарова Т.М. достигла 18-ти лет и над ней прекращено попечительство. По данным жилищной комиссии Бардымского района Яппарова Т.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ней не закреплялось. Яппарова Т.М. на иждивении имеет двоих малолетних детей В ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Г ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Яппаровой Т.М. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что настаивает на предоставлении жилья по договору социального найма с учетом членов семьи. Яппаровой Т.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, родители лишены родительских прав. Яппарова Т.М. состоит в очереди на получение жилья, члены ее семьи собственного жилья не имеют, в приватизации не участвовали. Истец Яппарова Т.М. исковые требования поддержала, просит предоставить жилье, собственного жилья не имеет. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, по исковым требованиям возражений не имеет. Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району на 3 квартал 2011 года выделено 3223,6 рублей. Предоставление жилого помещения Яппаровой Т.М. с учетом членов её семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей. Просят отказать в удовлетворении иска. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Яппаровой Т.М., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения попечительства над ней, то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное жилое помещение по договору социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Яппарова Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью А, Б, которые лишены родительских прав (л.д. №). Постановлением главы Бардымского муниципального района № от 10 апреля 2007 года над несовершеннолетней Яппаровой Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство (л.д. №). Яппарова Т.М. на иждивении имеет двоих малолетних детей В ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Г ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. №). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Яппарова Т.М. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 17 декабря 2009 года, закрепленного жилья не имеет (л.д. №). Яппарова Т.М. в собственности жилья не имеет, участие в приватизации жилья не принимала (л.д.№), ее отец, А, мать Б, дети В и Г также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д.№). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Яппарова Т.М., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имела, до 23 лет Яппарова Т.М. в установленном законом порядке встала на учет для обеспечения жильем, с момента прекращения попечительства не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования необходимо удовлетворить, Яппаровой Т.М. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Законом Пермского края от 14.07.2008г. №225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в п.п.9 ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях; жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей (п.п.3 ст.9). В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Яппаровой Т.М., то есть с учетом её несовершеннолетних детей, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Яппаровой Т.М., на семью из трех человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.С.Зайнышев Секретарь А.Р.Тляшева