именем Российской Федерации с.Барда 3 ноября 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р. с участием помощника прокурора Гиматова Р.А., истца Гариповой Д.Н., представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М. при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района в интересах Гариповой Д.Н. к администрации Бардымского муниципального района, третье лицо Правительство Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Гариповой Д.Н. на семью из трех человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Гариповой Д.Н. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Гарипова (Ижбулатова) Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: отец записан со слов матери, мать А решением <адрес> районного суда от 26 июля 2005 года лишена родительских прав. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Гарипова Д.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Летом 2010 года Гарипова Д.Н. окончила <адрес>, но жильем по договору социального найма не обеспечена. По данным жилищной комиссии Бардымского района Гарипова Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей. 20 июля 2010 года Ижбулатова Д.Н. заключила брак с Б, ей присвоена фамилия Гарипова, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Г Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Гариповой Д.А. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Гиматов Р.А. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, дополнил, что Гарипова Д.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В 2010 году окончила обучение, жилье по договору социального найма ей не было предоставлено. 20 июля 2010 года заключила брак с Б, ДД.ММ.ГГГГ родила дочь. Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она имеет право на получение жилья по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления. Согласно ч.3 ст.9 Закона Пермского края №255-ПК жилье предоставляется с учетом членов семьи, норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. На трех человек эта площадь должна составлять не менее 54 кв.м. Истец Гарипова Д.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, отец записан со слов матери, мать лишена родительских прав. Она, члены ее семьи, мать не имели и не имеют в собственности жилья на праве собственности. Она зарегистрирована и проживает в доме сестры в <адрес>. Она состоит на учете на предоставление жилья. Замужем, имеет дочь. Окончила учебу в 2010 году. Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что согласна с мнением прокурора о предоставлении жилья общей площадью не менее 54 кв.м. Представитель третьего лица Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2011 году выделено 1166,6 тыс.рублей, затем дополнительно 3223,6 тыс.рублей и 7225,7 тыс.рублей. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Гарипова Д.Н. была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения Гариповой Д.Н. с учетом членов ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей, члены семьи не являются льготополучателями. Предоставление жилья по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения, устанавливаемом органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном районе, городском округе. В связи с этим просят отказать в удовлетворении иска в части предоставления жилого помещения с учетом членов семьи Гариповой Д.Н. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. (ст. 9) В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Гарипова (Ижбулатова) Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. №), мать А решением <адрес> районного суда от 26 июля 2005 года лишена родительских прав (л.д.№). Постановлением главы МО «Бардымский район» № от 18 августа 2005 года над несовершеннолетней Ижбулатовой Д.Н. установлено попечительство (л.д. №). Согласно справке администрации <адрес> сельского поселения Гарипова Д.Н. состоит на учете на внеочередное получение жилья как ребенок-сирота. (л.д.№). 25 июня 2010 года Гарипова (Ижбулатова) Д.Н. закончила обучение в <адрес>. (л.д.№). 20 июля 2010 года был заключен брак между Б и Ижбулатовой Д.Н., последней присвоена фамилия Гарипова (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ у Гариповой Д.Н. родилась дочь Г (л.д. №). Гарипова (Ижбулатова) Д.Н. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее мать А, супруг Б, дочь Г также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д.№). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Гарипова (Ижбулатова) Д.Н. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 15 июля 2011 года, очередность на 1 октября 2011 года №, закрепленного жилья не имеет (л.д. №). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Гарипова Д.Н. являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имела, до 23 лет она в установленном законом порядке встала на учет для обеспечения жильем, с момента прекращения попечительства и окончания обучения не была обеспечена жилым помещением, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению, Гариповой Д.Н. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Гариповой Д.Н., то есть с учетом ее несовершеннолетнего ребенка и супруга, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Частью 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Жилое помещение Гариповой Д.Н. с учетом членов ее семьи должно быть предоставлено общей площадью не менее 54 кв.м., т.е. на каждого члена семьи 18 кв.м. При этом суд считает, что необходимо руководствоваться Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК, поскольку он является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Доводы Правительства Пермского края, указанные в возражении на исковое заявление о том, что предоставление жилья осуществляется без учета членов семьи и по нормам предоставления площади жилого помещения, устанавливаемом органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном районе, городском округе являются несостоятельными. В данных правоотношениях применение указанной нормы предоставления и без учета членов семьи является не соответствующим нормам закона. Таким образом, исковые требования прокурора об обязании администрации Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Гариповой Д.Н., жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, в данном случае общей площадью не менее 54 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на семью из трех человек подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Гариповой Д.Н., на семью из трех человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 54 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь А.Р.Тляшева