именем Российской Федерации с.Барда 24 октября 2011 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., представителей истца Ильмакачева А.С. – Абдуловой С.А., Альмухаметова Д.М., представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой Г.М., при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ильмакачева А.С., представитель по доверенности Абдулова С.А., к Министерству социального развития Пермского края, администрации Бардымского муниципального района о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обязании администрации Бардымского муниципального района восстановить Ильмакачева А.С. в списке граждан, претендующих на получение социальной поддержки на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, обязании Министерства социального развития Пермского края включения Ильмакачева А.С. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, предоставлении социальной поддержки в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Ильмакачев А.С. обратился в суд с иском к администрации Бардымского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края с требованием о восстановлении ветерана Великой Отечественной войны в списке граждан, претендующих на получение социальной поддержки на приобретение жилья, включении в сводный список граждан и предоставлении социальной поддержки в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения. Требования мотивированы следующим образом. Ильмакачев А.С., являясь ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 1 группы, в 2010 году обратился в администрацию Бардымского муниципального района с заявлением о включении в список ветеранов Великой Отечественной войны на получение социальной поддержки - единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в порядке Федерального закона «О ветеранах». На основании указанного заявления и представленных документов, Ильмакачев включен в список граждан по Бардымскому муниципальному району, претендующих на получение указанной меры социальной поддержки. Согласно справки, представленной отделом военного комиссариата <адрес> от 15.02.2011г №, Ильмакачев А.С. проходил военную службу с 05.03.1942 г. по 03.09.1945 г., то есть срок службы, входящий в данный период составляет более 6 месяцев. Сведения о прохождении военной службы в указанный период имеются в военном билете. Ильмакачеву А.С. 13 августа 2003 года выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Согласно удостоверению, выданным отделом социальной защиты от 7 февраля 2000, он является инвалидом 1 группы. По результатам рассмотрения материалов из учетного дела Ильмакачева А.С., направленных в Министерство социального развития Пермского края администрацией Бардымского муниципального района, в предоставлении социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения Ильмакачеву А.С. отказано. Разъяснение Министерства социального развития Пермского края от 11.08.2010 № о том, что Ильмакачев А.С. не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджет, направлено в администрацию Бардымского муниципального района, в результате чего Ильмакачев А.С. исключен из списка граждан, претендующих на получение социальной поддержки. Тем самым нарушено конституционное право Ильмакачева А.С. на жилище. В судебном заседании представитель истца Абдулова С.А. исковые требования поддержала по основаниям указанным в заявлении. Представитель истца Альмухаметов Д.М. исковые требования поддержал, пояснил, что Ильмакачев А.С. является участников Великой Отечественной войны, более трех лет служил в не действующей армии. Указанные обстоятельства подтверждаются документально. Состоит на учете жилищных условий. Отказ Министерства социального развития является неправомерным, не соответствующим ФЗ «О ветеранах». Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального района Мавлютова Г.М. исковые требования Ильмакачева А.С. признала, пояснила, что Ильмакачев действительно является участником ВОВ, что подтверждается военным билетом, справкой военного комиссариата. Он является инвалидом 1 группы, приравнен к инвалидам войны. В соответствии со ст.14 ФЗ «О ветеранах» имеет право на социальную поддержку. Представителю ответчик разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст.173 ГПК РФ, которые ему понятны. Представители истца просят принять судом признание иска представителем ответчика. В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика администрации Бардымского муниципального района. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц. Представитель Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что участники ВОВ, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, приравниваются по статусу к инвалидам войны. Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов определяется ФЗ «О ветеранах» и Постановления Правительства Пермского края №21-п от 02.03.2007г. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления. Министерство Пермского края формирует сводные списки граждан и готовит проект распоряжения. Жилищные сертификаты предоставляются распоряжением Правительства Пермского края. Ильмакачев А.С. является военнослужащим, проходившим службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, обеспечить его субсидией не предоставляется возможным. Просят отказать в удовлетворении иска. Согласно справке МСЭК от 4 апреля 1994 года Ильмакачеву А.С. установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, нуждается в уходе (л.д.№). Согласно письму Министерства социального развития края, учетное дело на Ильмакачева А.С. возвращено, т.е. фактически отказано во включении в список ветеранов войны для получения жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения по причине того, что в соответствии со ст.17 ФЗ «О ветеранах» обеспечению жильем подлежат только военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (л.д.№). В соответствии со справкой отдела Военного комиссариата <адрес> Ильмакачев А.С. действительно проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии с05.03.1942 года по 03.09.1945г. ( л.д. №). Ильмакачев А.С. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы бессрочно (л.д.№). В соответствии с удостоверением ветерана – участника Великой Отечественной войны от 13 августа 2003 года он имеет права и льготы, установленные ст.17, 14 Федерального Закона «О ветеранах». В военном билете Ильмакачева А.С. указано, что с марта 1942 года по октябрь 1945 года он проходил действительную военную службу ( л.д.№). В деле имеются удостоверения о награждениях юбилейными медалями (л.д.№). Из материалов учетного дела Ильмакачева А.С. следует, что он зарегистрирован и проживает в <адрес>, в доме дочери. 8 декабря 2009 года обращался с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> краю Ильмакачев А.С. в собственности недвижимое имущество не имеет. По справке <адрес> филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» Ильмакачев А.С. в приватизации жилья не участвовал. Ильмакачев А.С. состоит на учете в <адрес> сельском поселении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 17.12.2009г. Актом проверки жилищных условий, актом обследования помещения, заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания установлено, что жилой дом по адресу <адрес>, где проживает Ильмакачев А.С. установлено, что он юридический зарегистрированной жилплощади не имеет, требуется улучшение жилищных условий, необходимо провести капитальный ремонт, износ дома более 45%. Сделан вывод о внесении Ильмакачева в районный список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Пунктом первым Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» принято решение об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В соответствии с подп. «з» подп.1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. В судебном заседании установлено, что Ильмакачев А.С. действительно проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии с 05.03.1942 года по 03.09.1945г., т.е. более трех лет. Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны определен в ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 15 данного Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц. инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Таким образом, из буквального содержания названного пункта следует, что в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, названы участники Великой Отечественной войны -- без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», следовательно, такое правило распространяется и в отношении участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах». Согласно справке МСЭК от 4 апреля 1994 года Ильмакачеву А.С. установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, и он приравнивается к инвалидам войны. В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу пунктов 2, 4, 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. В Пермском крае Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок) утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П. Пунктом 1.2. Порядка установлено, что он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым относятся так же участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период и т.д. Исходя из п. 1.2. Порядка, по письменным заявлениям указанных в данном пункте граждан, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации. Согласно п.3.1. Порядка, постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством, В соответствии с п.3.3. Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 Порядка, Министерство социального развития Пермского края в течение 30 дней формирует сводные списки граждан. На основании п.3.5. Порядка, размер субсидии (единовременной денежной выплаты) рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, а в случае внесения изменений в указанный акт в связи со смертью гражданина - на дату внесения данных изменений. Согласно п.4.1. Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем участникам Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Таким образом, участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с Порядком, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П. Ильмакачев А.С. зарегистрирован и проживает в <адрес>, в доме дочери. В собственности недвижимое имущество не имеет, в приватизации жилья не участвовал. Он состоит на учете в <адрес> сельском поселении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 17.12.2009г. Актом проверки жилищных условий, актом обследования помещения, заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания сделан вывод о внесении Ильмакачева в районный список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного, суд считает, что у Ильмакачева А.С. возникло право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Администрация Бардымского муниципального района свои обязанности по постановке Ильмакачева А.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении соответствующих документом в Министерство социального развития Пермского края выполнили. Однако, заявление Ильмакачева А.С. возвращено без удовлетворения с отказом в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Имеется необходимость повторного предоставления соответствующих документов для включения в сводный список ветеранов. Отказ Министерства социального развития Пермского края о включении в сводный список Ильмакачеева А.С. является неправомерным, не соответствующим ФЗ «О ветеранах». Иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Представитель истца представил в суд ходатайство о взыскании судебных расходов, связанные с оплатой услуг адвоката, в сумме 5500 рублей. В связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме, судебные расходы подлежат взысканию с ответчиков в солидарном порядке. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Ильмакачевым А.С. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ч.2 ст. 15, ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Обязать администрацию Бардымского муниципального района восстановить Ильмакачева А.С. в списке граждан (ветеранов, инвалидов, участников ВОВ и членов их семей), претендующих на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета. Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Ильмакачева А.С. в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и предоставить ему социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации. Взыскать солидарно с администрации Бардымского муниципального района и Министерства социального развития Пермского края в пользу Абдуловой С.А. судебные расходы в размере 5500 (пять тысяч пятьсот) рублей. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.С.Зайнышев Секретарь А.Р.Тляшева