об обязании выполнении меропрятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения



Дело № 2-207/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Барда 17 апреля 2012 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.,

с участием помощника прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З.,

представителей ответчиков МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа» Гайсиной Г.К., администрации Бардымского муниципального района Кариевой И.И.

при секретаре Каримовой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Уймужевская основная общеобразовательная школа», администрации Бардымского муниципального района Пермского края, о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, указывая следующее.

Прокуратурой Бардымского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасных условиях воспитания и обучения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Уймужевская основная общеобразовательная школа» в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в учреждении и в его структурных подразделениях: детский сад по адресу : <адрес>, начальная школа – детский сад по адресу : <адрес> отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, здание структурного подразделения – начальной школы-детского сада в <адрес> в дневное время не охраняется.

До настоящего времени безопасность воспитанников и работников МБОУ «Уймужевская ООШ» от проявлений терроризма и иных преступных посягательств не обеспечена, что является недопустимым в условиях существующей реальности, при которой основными тенденциями являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, расширение терроризма.

При таких условиях основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от преступных посягательств и терроризма является надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием системой тревожной сигнализации, усилении контрольно-пропускного режима в здание, наличие охранника либо вахтера в дневное время.

Прокурор просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уймужевская основная общеобразовательная школа» и администрацию Бардымского муниципального района до 1 сентября 2012 года в здании школы и структурного подразделения – детский сад по адресу : <адрес> установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, в здании структурного подразделения – начальная школа-детский сад по адресу : <адрес> обеспечить охрану в дневное время.

В судебном заседании помощник прокурора Самигуллин Н.З. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Дополнил, что по указанию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасных условиях обучения и воспитания в МБОУ «Уймужевская ООШ». Установлено, что в здании школы в <адрес> отсутствует тревожная сигнализация. В структурном подразделении – начальная школа-детский сад отсутствует охрана в дневное время. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация района, на замену ответчика не согласен.

Представитель ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уймужевская основная общеобразовательная школа» Гайсина Г.К. исковые требования признала, пояснила, что она работает директором школы только с 4 апреля 2012 года. Бывший директор обращалась в ООО «<адрес>», письменно или устно не знает, в установлении кнопки тревожной сигнализации ей отказали, т.к. у них в населенном пункте отсутствует сотовая связь. Если постановит антенну- усилитель приема мобильной связи сотовая связь появится, но данного усилителя у них не установлено. В здании школы в <адрес> они взяли вахтера. В структурных подразделениях вахтера не имеется, в дневное время двери закрываются, ведется журнал учета посетителей, ответственным назначен заместитель директора. Стационарная связь и Интернет в МБОУ «Уймужевская ООШ» имеется.

Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. иск прокурора не признала, показала, что по заявленным требованиям прокурора администрация Бардымского муниципального района является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Положением об Управлении образования района функции учредителя администрация района несет в части создания, реорганизации, ликвидации учреждения. В остальных случаях в части образовательного процесса функции учредителя выполняет Управление образования.

Допрошенный в качестве специалиста А – заместитель директора ООО «<адрес>» пояснил, что они работают посредством сотовой связи. При отсутствии оператора сотовой связи в данном населенном пункте, имеется техническая возможность установить в Уймужевской ООШ кнопку тревожной сигнализации посредством стационарной связи через сеть Интернет.

Согласно информации частного охранного предприятия ООО «<адрес>» договор охраны с МБОУ «Уймужевская ООШ» не заключен, руководитель образовательного учреждения за последние полгода не обращался с официальной просьбой об оказании охранных услуг. (л.д.).

В соответствии с информацией Управления образования администрации Бардымского муниципального района образовательные учреждения, находящиеся в <адрес>, заключили договора на оборудование образовательных учреждений пультами – тревожными кнопками, с остальными образовательными учреждениями договора на данную услугу не заключены в связи с тем, что они находятся за пределами радиуса действия пульта – тревожной кнопки (л.д.), Управление образования в целях противодействию преступных посягательств предложило образовательным учреждениям перевести охрану объекта с 27 апреля 2011 года на ООО <адрес>» (л.д. ).

В соответствии с Уставом МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа» учредителем и собственником имущества Учреждения является Бардымский муниципальный район Пермского края (п.1.4), функции и полномочия учредителя от имени Бардымского муниципального района осуществляет администрация Бардымского муниципального района Пермского края и Управление образования администрации Бардымского муниципального района (п.1.5) (л.д.).

Согласно объяснительной директора МБОУ «Уймужевская ООШ» в здании МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа» тревожной кнопки в зданиях не имеется, т.к. охранное предприятие «<адрес>» считает нецелесообразным установку тревожной кнопки, т.к. нет сотовой связи, в дневное время контрольно-пропускной режим и охрану зданий основной школы осуществляет вахтер, который принят с 1 февраля 2012 года по договору на оказание услуг, в зданиях детского сада и начальной школы-детского сада после приема детей двери закрываются на крючок, установлен звонок и глазок. (л.д. <адрес>).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» в деятельность общеобразовательного учреждения входит обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 6.1 ч. ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 1.5. Приказа Департамента образования Администрации Пермской области от 22.06.2006 № 90 «О комплексной защищенности учреждений образования от проявлений террористических угроз» на органы управления образованием городских; округов и муниципальных районов возложена обязанность при организации технологической цепочки обеспечения безопасности подведомственных образовательных учреждений руководствоваться принципами организации защищенности учреждений техническими средствами защиты, к которым отнесены: ограждение по всему периметру учреждения, система экстренной связи, охранно-пожарная сигнализация, контрольно-пропускной пункт.

Согласно п. 1.7. Приказа Департамента образования Администрации Пермской области на органы управления образованием возложена обязанность разработать и осуществить реализацию планов мероприятий на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению комплексной безопасности личности, имущества и объектов учреждений образования.

Решением Земского собрания Бардымского муниципального района от 19.12.2008 N 625 утверждена «Целевая комплексная Программа по профилактике терроризма и экстремизма и охране общественного порядка на территории Бардымского муниципального района на 2009-2011 годы» одной из задач программы является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В судебном заседании установлено, что нарушение, выявленное в ходе прокурорской проверки не устранено. Данное нарушение противоречит вышеназванным нормативным актам. Согласно Уставу МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа» учредителем учреждения является Бардымский муниципальный район Пермского края, функции учредителя исполняет администрация Бардымского муниципального района и Управление образования администрации Бардымского муниципального района. Само учреждение является юридическим лицом.

Заявление представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района о ненадлежащем ответчике по делу суд считает несостоятельным и не подлежащим удовлетворению. По делу истцом является прокурор района, который обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц. Истец не согласен на замену ответчика.

Согласно ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика, поэтому заявление представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района не подлежит удовлетворению.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального района не привел доказательства своим возражениям, не обосновал свои пояснения нормами законодательства и письменными доказательствами. Также необходимо учесть, что закон обязывает именно органы местного самоуправления участвовать в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района, принимать меры антитеррористической направленности.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований основанных на законе.

Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения образовательного учреждения и его структурных подразделений, а именно установление контрольно-пропускного режима, обеспечения охраны зданий в дневное время, установление кнопки тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции до 1 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Бардымского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уймужевская основная общеобразовательная школа» Бардымского муниципального района Пермского края и администрацию Бардымского муниципального района Пермского края до 1 сентября 2012 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно в зданиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уймужевская основная общеобразовательная школа» и структурного подразделения «Детский сад» по адресу: <адрес> установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, в здании структурного подразделения – начальная школа – детский сад по адресу : <адрес> обеспечить охрану в дневное время.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда А.Р. Махмудова

Секретарь И.Ф.Каримова