именем Российской Федерации с.Барда 22 марта 2012 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Махмудовой А.Р., с участием помощника прокурора Бардымского района Самигуллина Н.З., истца Хабибрахмановой И.Р. при секретаре Тляшевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бардымского района Сакаева А.Г. в интересах Хабибрахмановой И.Р. к администрации Бардымского муниципального района Пермского края, третье лицо Правительство Пермского края, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу во внеочередном порядке по договору социального найма Хабибрахмановой И.Р. на семью их двух человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее 42 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом двух членов семьи. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Хабибрахмановой И.Р. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, относящемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что отец А решением <адрес> районного суда от 06.03.2001 г. лишен родительских прав, мать Б умерла 18.11.1996 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Хабибрахманова И.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В 2009 году Хабибрахманова И.Р. достигла совершеннолетия, и опека над ней прекращена, но жильем по договору социального найма не обеспечена. 7 мая 2010 года у Хабибрахмановой И.Р. родился сын В. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Хабибрахмановой И.Р. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м., благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Самигуллин Н.З. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, дополнил, что просит предоставить жилье в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу в связи с несвоевременным поступлением денежных средств и долгой процедуры предоставления жилья. В свидетельстве о смерти матери истца фамилия указана как Сакаева, хотя установлено, что после вступления в брак мать истца поменяла фамилию на Хабибрахманову, больше до смерти фамилию не меняла, в свидетельстве о смерти ее фамилия ошибочно указана как Сакаева. Истица Хабибрахманова И.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что 18.11.1996 года у нее умерла мать, отец лишен родительских прав. Она жила в <адрес> у опекуна до 18 лет, закончила 9 классов школы, затем поступила, но не доучилась. ДД.ММ.ГГГГ родила сына В. Состоит на учете на предоставление жилья. Она, ее родители и ее сын не имели и не имеют в собственности жилья на праве собственности. Зарегистрирована в <адрес>. Этот дом не пригоден для проживания, там никто не живет, ни в чьей собственности дом не находится. Проживает в <адрес> в доме брата. Нуждается в жилье. Представитель администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение из которого следует, что согласно п.8 Положения №16-П от 10.08.2006 года органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий : площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма и т.д. Решением Совета депутатов Бардымского сельского поселения от 20 мая 2009 года №74 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С требованиями прокурора о предоставлении Хабибрахмановой жилого помещения площадью 42 кв.м. не согласна, т.к. он ссылается на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года №225-ПК, полагает, что указанный закон не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, поэтому на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ №159-ФЗ. Хабибрахманова может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот общей площадью 14 кв.м. Удовлетворение иска в полном объеме приведет к нарушению действующего законодательства и нецелевому расходованию краевых и федеральных средств. Представитель третьего лица Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2011 году дополнительно выделено 3223,6 тыс.рублей, 7225,7 тыс.рублей, 2011,5 тыс.рублей. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. В материалах дела не имеется данных о том, что Хабибрахманова И.Р. состоит на учете на предоставление жилья. За отцом истицы А имеется технический паспорт на дом, расположенный по адресу : <адрес>. Возникновение права на получение жилья возникает у детей-сирот только в случае отсутствия закрепленного жилого помещения. С требованиями прокурора о предоставлении Хабибрахмановой жилого помещения площадью 42 кв.м. не согласны, т.к. он ссылается на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года №225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Полагают, что указанный закон не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. В настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован. Исполнение решения суда в части предоставления Хабибрахмановой И.Р. жилого помещения государственного жилого фонда Пермского края не представляется возможным. Хабибрахманова может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот общей площадью не менее 14 кв.м. на территории Бардымского района в соответствии с решением главы сельского поселения от 20 мая 2009 года №74. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, поэтому на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ №159-ФЗ. Предоставление жилого помещения Хабибрахмановой И.Р. с учетом членов ее семьи приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями. В связи с этим просят отказать в удовлетворении иска в части предоставления жилого помещения с учетом членов семьи Хабибрахмановой И.Р. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относятся прекращение попечительства и окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Хабибрахмановой И.Р., право на внеочередное жилое помещение по договору социального найма, как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, после прекращения опеки, то есть еще в 2009 году. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей (ст. 9). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Хабибрахманова И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью А и Б (л.д.№), отец лишен родительских прав 6 марта 2001г. (л.д№), мать умерла 18 ноября 1996 года (л.д. №). То есть Хабибрахманова И.Р. является лицом, имеющим статус детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением и.о. главы администрации Бардымского района Пермской области от 26 января 2001 года за № над несовершеннолетней Хабибрахмановой И.Р. установлена опека, опекуном назначена Г (л.д. №). 7 мая 2010 года Хабибрахманова И.Р. родила сына В (л.д. №). Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Хабибрахманова И.Р. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 24 июня 2006 года, очередность на 21 февраля 2012 года №. Жилье, где зарегистрирована Хабибрахманова И.Р. (<адрес>) принадлежит отцу, дом не пригоден для проживания. (л.д.№). Хабибрахманова И.Р. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала (л.д. №), ее мать А, отец А, сын В также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д. №), за отцом А имеется технический паспорт по адресу : <адрес> (л.д.№), объект недвижимого имущество находящего по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрирован (л.д. №). Согласно справки выданной администрацией Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района от 01 ноября 2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не пригоден для проживания (л.д.№). Согласно ответа Министерства ЖКХ Пермского края в собственности Пермского края отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма и расположенные на территории <адрес>. (л.д. №). Изложенное, подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что Хабибрахманова И.Р., являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имеета, до 23 лет встала на учет для обеспечения жильем, с момента прекращения попечительства не была обеспечена жилым помещением, следовательно, Хабибрахмановой И.Р. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов семьи Хабибрахмановой И.Р., то есть с учетом ее несовершеннолетнего ребенка, так как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Частью 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Жилое помещение Хабибрахмановой И.Р. с учетом членов ее семьи должно быть предоставлено общей площадью не менее 42 кв.м. При этом суд считает, что необходимо руководствоваться Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК, поскольку он является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Доводы представителя ответчика и представителя Правительства Пермского края, указанные в возражении на исковое заявление о том, что предоставление жилья осуществляется без учета членов семьи и по нормам предоставления площади жилого помещения, устанавливаемом органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном районе, городском округе, являются несостоятельными. В данных правоотношениях применение указанной нормы предоставления и без учета членов семьи является не соответствующим нормам закона. Учитывая, что прокурор требует предоставить жилье в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в связи с несвоевременным поступлением денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот, долгой процедуры предоставления жилья, суд считает возможным удовлетворить иск по заявленным требованиям. Таким образом, исковые требования прокурора об обязании администрации Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда во внеочередном порядке по договору социального найма Хабибрахмановой И.Р. на семью их двух человек жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 42 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Бардымского района удовлетворить. Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда во внеочередном порядке по договору социального найма Хабибрахмановой И.Р., на семью из двух человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 42 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: С у д ь я - А.Р. Махмудова Секретарь А.Р.Тляшева