именем Российской Федерации с.Барда 20 июля 2010 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора района Самигулина Н.З., представителя истца Беляевой М.Н., представителя администрации Бардымского муниципального района Маматовой Р.С., при секретаре Зайникаевой Г.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Шакировой Э.Э. к администрации Бардымского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, третьи лица Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация Бардымского сельского поселения, о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Шакировой Э.Э. жилое помещение на территории ..., общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, вне очереди. Исковые требования обосновал следующим. Прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми в связи с обращением Шакировой Э.Э. с просьбой оказания ей помощи во внеочередном получении жилья как лицу, обладающей статусом лица из числа детей-сирот, проведена проверка и установлено, что она Дата обезличена года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот, так как ее мать Ш Дата обезличенаг. рождения скончалась 24.10.2002г., в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери. Других родственников у нее нет. Сразу после рождения ее мать отказалась от дочери. Постановлением главы администрации ... от 30.04.1992г. за Номер обезличен Шакирова Э.Э. была направлена в дом ребенка (путевка Номер обезличен). На основании путевки Номер обезличен ... городского отдела народного образования от 26.08.1996г. девочка была переведена в детский дом Номер обезличен (поступила 03.09.1996г., приказ Номер обезличен), где и находилась до 26 марта 2010 года, т.е. до исполнения ей 18 лет. Согласно приказу детского дома Номер обезличен от 26.03.2010г. она выбыла из детского учреждения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ Шакирова Э.Э. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. По данным Управления образования администрации района Шакирова Э.Э. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, включена в льготный список детей-сирот для получения жилья, учетный Номер обезличен. В настоящее время Шакирова Э.Э. временно проживает у бывшего патронатного воспитателя, собственного жилья не имеет. Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Шакировой Э.Э. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора района исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что Шакирова относится к категории детей-сирот. Согласно законодательства должна быть обеспечена жильем на территории ... в .... Она состоит на учете, закрепленного за ней или собственного жилья не имеет. Истец Шакирова Э.Э. исковые требования поддержала, просит дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя. Представитель истца Беляева М.Н. иск прокурора в интересах Шакировой Э.Э. поддержала, суду показала, что согласно ст.1 ФЗ №159 Шакирова является лицом из числа детей, оставшейся без попечения родителей. По жилищному законодательству и ФЗ № 159 должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке. Она закончила образовательное учреждение детский дом Номер обезличен, ей исполнилось 18 лет. Учится в ..., жильем не обеспечена, общежития не имеется. Шакирова проживает у бывшей патронатной семьи без регистрации. Она вообще не имеет в настоящее время место регистрации. Представитель администрации Бардымского муниципального района Маматова Р.С. иск прокурора в интересах Шакировой Э.Э. не признала, показала, что она состоит на учете для получения жилья под Номер обезличен. В настоящее время она учится, жилье должно быть предоставлено после окончания учебного заведения. Ее права на жилье не нарушено. При поступлении денежных средств из федерального и краевого бюджета на эти цели, ей будет предоставлено жилье. Кроме этого нарушаются права тех детей-сирот, которые стоят на очереди впереди Шакировой. Согласно ФЗ №131 обеспечение жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления, в данном случае на ... сельском поселении. Дети-сироты состоят в отдельном списке, всего их 128 человек. Представитель Министерства финансов Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется отзыв и возражение по иску, из которого следует, что финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья. Все средства бюджета имеют строго целевой характер. Министерство финансов не вправе самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства. В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Министерство исполняет свои обязательства по предоставлению денежных средств из бюджета края в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу является администрация Бардымского муниципального района Пермского края. Просит привлечь в качестве соответчиков Министерство ЖКХ и социального развития Пермского края, считают Министерство финансов Пермского края ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие. В деле имеется отзыв по иску, из которого следует, действия по предоставлению жилья детям-сиротам осуществляются органами местного самоуправления. Заложенные ежегодно средства в бюджете края направляются органам местного самоуправления. Распределение средств утверждается распоряжением Правительства края. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти. Шакирова Э.Э. поставлена на учет, обладает равными правами со всеми остальными, состоящими в списке. Просят исключить их из числа третьих лиц, привлечь Правительство Пермского края в качестве третьего лица и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот и должны исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Просит исключить Министерство ЖКХ из числа третьих лиц. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года. К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующем предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленном законодательством. В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16). В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Судом установлено, что Шакирова Э.Э., Дата обезличена года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка-сироты. Ее мать Ш умерла 24 октября 2002 года, отец записан со слов матери. Сразу после рождения ее мать отказалась от дочери. С 30.04.1992г. по 26 марта 2010 года Шакирова Э.Э. являлась воспитанником в доме ребенка и детского дома Номер обезличен .... Жилое помещение за ней закреплено не было, ее родители своего жилья не имели, в приватизации жилья не участвовала. Шакирова Э.Э. в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Бардымского муниципального района. Таким образом, суд приходит к выводу, что Шакирова Э.Э., являясь лицом, имеющим статус ребенка-сироты, проживала в детском доме, затем в патронатной семье, закрепленного жилого помещения не имела, встала на учет для обеспечения жильем, после окончания общеобразовательного учебного заведения не была обеспечена жилым помещением, поэтому исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме. Шакировой должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1). Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (пункт 5). Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7). Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Министерство социального развития - в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам (пункт 13). В связи с тем, что распределение и использование средств на приобретении, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий, утверждается распоряжением Правительства Пермского края. А законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», объекты муниципальной собственности Бардымского муниципального района переданы в собственность сельских поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные условия получения жилья, направляются администрации Бардымского муниципального района для покупки жилья, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по иску, являются все ответчики, привлеченные по делу. Согласно ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. 2. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Истцы по делу прокурор, представитель истца Беляева М.Н. не согласны на замену ответчиков, а также изменение статуса третьих лиц. Просят рассмотреть дело по заявленному иску с привлечением указанных ими сторон. Поэтому ходатайства и заявления ответчиков и третьих лиц о замене статуса участников удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предоставить Шакировой Э.Э. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, жилое помещение, находящегося в черте ..., ... Пермского края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 15 кв.м. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.С.Зайнышев Секретарь Г.И.Зайникаева именем Российской Федерации с.Барда 20 июля 2010 года Бардымский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зайнышева А.С., с участием помощника прокурора района Самигулина Н.З., представителя истца Беляевой М.Н., представителя администрации Бардымского муниципального района Маматовой Р.С., при секретаре Зайникаевой Г.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Шакировой Э.Э. к администрации Бардымского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, третьи лица Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, администрация Бардымского сельского поселения, о предоставлении жилого помещения, Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предоставить Шакировой Э.Э. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, жилое помещение, находящегося в черте ..., ... Пермского края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 15 кв.м. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Бардымский районный суд. Судья: подпись Копия верна: Судья Бардымского районного суда А.С.Зайнышев Секретарь Г.И.Зайникаева