о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-425-10

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

с.Барда 21 сентября 2010 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

судьи Аиткуловой И.Н.

с участием истца Кучукбаевой Л.Р.

представителя истца адвоката Мусина Д.В.

представителя ответчика Назарова Н.Х.

при секретаре Тляшевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кучукбаевой Л.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе от 12 августа 2010 года Кучукбаевой Л.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, за которой она обратилась 8 июля 2010 года в связи с лечебной работой по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в виду отсутствия продолжительности специального стажа, так как в трудовой стаж Кучукбаевой Л.Р. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и периоды работы в должности медсестры по приему вызовов отделения скорой помощи <данные изъяты> ЦРБ.

Кучукбаева Л.Р. с решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе не согласна, считает его неправомерным и подлежащим отмене.

В судебном заседании Кучукбаева Л.Р. исковые требования поддержала, просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.01.2001 по 06.02.2001г., с 30.05.2005 по 28.06.2005 г., 27.02.2006 по 13.04.2006 г., 19.01.2009 по 17.02.2009 г., а также периоды работы в должности медсестры по приему вызовов отделения скорой помощи <данные изъяты> ЦРБ с 01.11.2005 по 26.02.2006 г., с 14.04.2006 по 18.01.2009 г. Так как она осуществляла лечебную работу. В отделении скорой помощи осуществляется прием больных, поступают больные с укусами, ожогами, переломами. Она делает им перевязки, зашивает раны, накладывает гипс, ставит капельницы, уколы, измеряет давление. Вся эта работа входит в обязанности медсестры по вызовам, фельдшер выезжает на вызовы. На смене работают фельдшер и медсестра, с 18 часов дежурит врач, с 21 часа работают два фельдшера. Медсестра принимает экстренных и плановых больных, в основном больные приходят ночью, плановые больные приходят по выходным на перевязки и инъекции.

Представитель ответчика Назаров Н.Х. с исковыми требованиями Кучукбаевой Л.Р. не согласен, суду пояснил, что в Правилах исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены, следовательно, они не могут засчитываться в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии.

Также не могут быть включены в специальный стаж периоды работы в качестве медсестры по приему вызовов отделения скорой помощи ММУ «<данные изъяты> ЦРБ им. А», так как согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию, работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающей право на назначении пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медсестры по приему вызовов станции отделения скорой помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медсестры по приему вызовов станции отделения скорой помощи.

Свидетель К суду пояснила, что хотя Кучукбаева Л.Р. принята медсестрой по приему вызовов скорой помощи, но фактически она исполняет обязанности медсестры приемного отделения, проводит работу от санитарной обработки до лечебных манипуляций, оказывает помощь врачу. Кучукбаева принимает вызовы и оказывает помощь больным. Нет такого, чтобы она сидела только на пульте. Кучукбаева выполняет сестринскую работу. Раньше в ЦРБ была должность медсестры приемного отделения, в связи с оптимизацией, эту должность сократили, и эти обязанности исполняет Кучукбаева.

Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12 августа 2010 года, специальный стаж Кучукбаевой Л.Р. составил 21 год 06 месяцев 21 день. В специальный стаж не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации, периоды работы в качестве медсестры по приему вызовов отделения скорой помощи <данные изъяты> ЦРБ (л.д. ).

Из должностной инструкции фельдшера (медсестры) по приему и передаче вызовов отделения скорой медпомощи, следует, что фельдшер (медсестра) по приему и передаче вызовов обязан в случае производственной необходимости подменять отсутствующих работников, организовывать, а в случае необходимости, лично оказывать медицинскую помощь гражданам (л.д. ).

Согласно копии трудовой книжки с 01 ноября 2005 года по 17 февраля 2009 года Кучукбаева Л.Р. работала в отделении скорой медицинской помощи медсестрой по приему и передаче вызовов (л.д. ).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истицы подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Кучукбаева Л.Р. в период с 01 ноября 2005 года по 17 февраля 2009 года работала в должности медсестры по приему вызовов отделения скорой медицинской помощи <данные изъяты> ЦРБ.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.

В указанных Списках должность медицинской сестры по приему вызовов, в которой Кучукбаева Л.Р. работала в спорные периоды, не поименованы, а потому включение этих периодов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.

Кроме того, из материалов дела следует, что должностные обязанности медсестры по приему вызовов связаны только с диспетчерской работой, то есть с организацией выездов бригад скорой помощи, и только в исключительных случаях, то есть когда отсутствуют свободные бригады скорой помощи, медсестра по приему вызовов совместно с дежурным врачом оказывает медицинскую помощь гражданам, обратившимся непосредственно в отделение скорой помощи, что свидетельствует о том, что основная работа истицы не связана с осуществлением лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренной вышеназванными нормами Закона и соответствующим Списками.

Данное обстоятельство подтверждается и исследованными в ходе судебного заседания журналами, книгами учета приема больных и регистрации обратившихся, из которых также следует, что Кучукбаева Л.Р. оказывала гражданам медицинскую помощь, лишь в исключительных случаях.

Таким образом, доводы истицы, пояснения свидетеля не подтверждаются другими добытыми по делу доказательствами.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

В периоды с 09.01.2001 по 06.02.2001г., с 30.05.2005 по 28.06.2005 г., 27.02.2006 по 13.04.2006 г., 19.01.2009 по 17.02.2009 г. Кучукбаева Л.Р. находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно ст. 178 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

На основании ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Кучукбаева Л.Р. была направлена на курсы повышения квалификации работодателем, за эти периоды времени у нее сохранялась заработная плата, осуществлялись выплаты в Пенсионный фонд, имеются свидетельства о повышении квалификации.

Исходя из общего смысла закона, учитывая обязанность работника, особенно осуществляющего деятельность по охране здоровья населения, повышать свою квалификацию, проходить усовершенствование, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.01.2001 по 06.02.2001г., с 30.05.2005 по 28.06.2005 г., 27.02.2006 по 13.04.2006 г., 19.01.2009 по 17.02.2009 г. подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке, всего 04 месяца 14 дней.

Следовательно, исковые требования Кучукбаевой Л.Р. подлежат удовлетворению лишь в этой части.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Кучукбаевой Л.Р. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Бардымском районе включить в специальный стаж Кучукбаевой Л.Р. для назначении досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.01.2001 по 06.02.2001г., с 30.05.2005 по 28.06.2005 г., 27.02.2006 по 13.04.2006 г., 19.01.2009 по 17.02.2009 г.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья И.Н.Аиткулова