о признании бездействия незаконным



Дело № 2-430/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Барда 27 июня 2012 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.,

с участием помощника прокурора Бардымского района Портнова Э.Ю.,

представителя администрации Федорковского сельского поселения Имайкина Р.Я.

при секретаре Каримовой И.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Бардымского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Совет депутатов Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района просит признать бездействие Совета депутатов Федорковского сельского поселения, выражающееся в несоздании контрольно-счетного органа сельского поселения, и неинициировании заключения соглашения с Земским Собранием Бардымского муниципального района о передаче контрольно – счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, незаконным и обязать Совет депутатов Федорковского сельского поселения создать контрольно-счетный орган сельского поселения, либо инициировать заключение соглашения с Земским Собранием Бардымского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Заявление обосновывается тем, что прокуратурой Бардымского района была проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления сельских поселений Бардымского района и выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности Совета депутатов Федорковского сельского поселения, в ходе которой установлено, что Советом депутатов Федорковского сельского поселения не образован контрольно – счетный орган Федорковского сельского поселения, и не заключено соглашение с представительным органом Бардымского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В результате отсутствия контрольно-счетного органа Федорковского сельского поселения, и бездействия Совета депутатов Федорковского сельского поселения в части инициирования заключения соглашения с представительным органом Бардымского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, не осуществляются полномочия контрольно-счетного органа по противодействию коррупции в сфере бюджетных отношений, исполнения бюджета, не обеспечивается надлежащий контроль за законностью, результативностью использования средств местного бюджета.

Доходную часть бюджета Федорковского сельского поселения, в соответствии с бюджетным законодательством образуют кроме прочих, налоги и сборы, уплачиваемые гражданами, зарегистрированными и проживающими на территории Федорковского сельского поселения. Использование средств местного бюджета с нарушением бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции в результате неосуществления внешнего муниципального финансового контроля и отсутствия надлежащего противодействия коррупции в сфере бюджетных отношений вследствие отсутствия контрольно-счетного органа поселения, и не передачи полномочий контрольно-счетного органа поселения контрольно-счетному органу Бардымского муниципального района, нарушает права граждан зарегистрированных и проживающих на территории Федорковского сельского поселения и иных граждан, то есть неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Портнов Э.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Совета депутатов Федорковского сельского поселения Имайкин Р.Я. с заявлением прокурора согласен, признает, что Советом депутатов не создан контрольно-счетный орган сельского поселения и не инициировано заключение соглашение с Земским Собранием Бардымского муниципального района о передаче указанных полномочий контрольно-счетному органу Бардымского района. Обязуются устранить данные нарушения и заключить указанное соглашение о передаче полномочий.

Выслушав доводы помощника прокурора, объяснения представителя Совета депутатов Федорковского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления и органы муниципального финансового контроля являются участниками бюджетного процесса.

Исходя из частей 1, 2 ст. 157 БК РФ органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии со ст.270 БК РФ, финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств осуществляют контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Контрольно-счетный орган муниципального образования, согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входит в структуру органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.

Частью второй ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 года N6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», закреплены основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования:

1)         контроль за исполнением местного бюджета;

2)         экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью,
результативностью (эффективностью и экономностью) использования
средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом
из иных источников, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;

5)               контроль за соблюдением установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в
том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и
средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному
образованию;

6)               оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и
преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а

также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета, и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7)                финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных
правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических
обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального
образования, а также муниципальных программ;

8)                анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и
подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9)                подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о
результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий и представление такой информации в представительный орган
муниципального образования и главе муниципального образования;

10)             участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на
противодействие коррупции;

11)             иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового
контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами
представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч.11 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Выявленные нарушения подтверждаются справкой проведенной прокуратурой Бардымского района проверки по исполнению бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции в администрации Федорковского сельского поселения (л.д. ).

Совет депутатов Федорковского сельского поселения является юридическим лицом, представительным органом администрации Федорковского сельского поселения (л.д.).

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Советом депутатов Федорковского сельского поселения не выполняются требования бюджетного законодательства, законодательства в сфере противодействия коррупции в части создания контрольно-счетного органа сельского поселения либо заключения соглашения с представительным органом Бардымского муниципального района для осуществления муниципального финансового контроля, чем нарушаются интересы граждан, проживающих на территории Федорковского сельского поселения, на законное, эффективное и экономное использование средств местного бюджета.

Таким образом, заявление заместителя прокурора Бардымского района является обоснованным и законным, подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выражающееся в несоздании контрольно-счетного органа сельского поселения, и неинициировании заключения соглашения с Земским Собранием Бардымского муниципального района о передаче контрольно – счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Обязать Совет депутатов Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края создать контрольно – счетный орган сельского поселения, либо инициировать заключение соглашения с Земским Собранием Бардымского муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно – счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и прокурору Бардымского района.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Бардымского

районного суда И.Н.Аиткулова

Секретарь И.Ф.Каримова